Технологии домашней звукозаписи.


Оцифровка и обработка звука на персональном компьютере

Аналогово-цифровые конвертеры Marian Marc-2

Короткое введение Михаила Сергеева

Макинтош у вас ли или самосборный PIII с Win98 - для оцифровки это роли не играет. Цифровые адаптеры от уважаемых производителей и в Mac и в PC ставятся одинаковые - PCI-шина, и драйвер с прошивкой. Отличие профессиональных систем оцифровки это баллансные входы-выходы на аппаратуре и специализированые интерфейсы. В студии главные проблемы это большие пробеги кабелей, минимальная задержка и синхронизация многоканального оборудования, приборов обработки. В высококачественной домашей оцифровке таких проблем не существует. Но если кому хочется по-взрослому, надо переходить на профессиональные интерфейсы подключения и ставить внешний конвертер.

К сожалению, большинство продаваемых звуковых адаптеров ориентированы на многоканальный кинозвук, синтез звуков и пространственых эффектов в компьютерных играх. Нам для работы нужно простое стерео с высоким качеством входа-выхода. Сказать в целом - высококачественый звук на современном компьтере вполне реализуем. Но расслабляться не надо - есть и сейчас компьютеры со звуком не пригодным для качественой оцифровки:

Последние системы ограничено пригодны для оцифровки на родной частоте 16/48кГц. Качество реализации аналоговых цепей и тип аналого-цифрового кодека это более тонкие категории, для проверка очень рекомендую хотя бы раз прогнать Rrightmark Audio Analisator RMAA на сигнальной петле - выход тестового сигнала включается на вход аудиокарты. В этот тестер заложены формальные, но достаточно жесткие критерии качества. Если ваш адаптер получил оценку хорошую и отличную по всем 10 критериям, с ним можно приступать к работе. Если в каких-то тестах адаптер явно провалился, тщательно проверяйте установки драйвера, отключайте ВСЮ встроенную обработку. В большинстве случаев окажется, что у вас активированы пространственные эффекты, шумоподавители и сигнальные петли.

Реставрация записей

Зачем это нужно?

Если ты не можешь найти нужный AudioCD, значит ты слушаешь не то, что производители считают нужным издавать.

"Если ты покупаешь фирменый SACD с роком 70-х, джазом 50-х, между тобой и музыкой во весь рост встает фигура инженера ремастеринга. Этот инженер может быть сколь угодно деликатным-профессиональным-образованным, но он всегда ЕСТЬ."

Оригинальные, редкие грампластинки теперь никто не выбрасывает. Домашняя музыкальная коллекция это свобода в своих музыкальных вкусах, что, когда и как слушать. Для увлеченных музыкой людей это достаточные причины.

Как это делается?

Хорошо сохранившиеся пластинки советской эстрады 50-70х это сегодня большая редкость. Реставрацией записей никто бы в серьез не занимался, если достать интересные вещи в отличном состоянии было бы так просто. Но многие с трудом найденные пластинки сегодня в ужасном состоянии. Ни государственной поддержки ни коммерческого интереса к этому жанру ожидать не приходится и сохранение советской песни сегодня это удел энтузиастов.

    Основные этапы работы одинаковы для любых дисков 33 45 78:
  1. Настройка, калибровка тракта воспроизведения
  2. Подготовка, мойка пластинки
  3. Высококачественная двухканальная оцифровка
  4. Расстановка маркеров начала и конца треков cue-list
  5. Тщательная очистка записи от шелчков и потрескивания
  6. Деликатная обработка динамическими процессорами тихих мест фонограмм
  7. На гибких пластинках или на глухих записях легкая компенсация недостатка высоких частот (параметрическим эквалайзнером или енхенсером)
  8. Нормализация сигнала.
  9. Ресемплинг для записи AudioCD/DVD, запись в .WAV
  10. WAV, MP3/Lossless кодирование по вкусу

И главный принцип работы - реставрация это не чистка от шумов, а восстановление и сохранение музыки.

Тихий -50дБ шорох чистой пластинки - никому он не мешает. С шумом канавки на ранних долгоиграющих пластинках бороться нужно правильным подбором иглы звукоснимателя. Старые моноиглы это 25мкм, современные стерео - 18мкм. Каждой музыкальной эпохе нужна своя техника воспроизведения.

А вот потрескивание и шелчки царапаных пластинок это не музыка, здесь стесняться нечего. Технология очистки освоена, импульсные помехи убираем специальными плагинами.

Очень мешает шум и хрип запиленой пластинки. Эта беда возникает после многократного проигрывания тяжелым тонармом, либо проигрыванием пластинки спиленой иглкой. Это неустранимое механической повреждение разбитой канавки. Надо заметить недостаточная прижимная силой тоже способствует возникновению такого хрипа на свежих пластинках. Но мы то в техническом состоянии своего аппарата уверены!

Я знаю лишь один верный способ поправить звучание, но он пригоден только для монофонических пластинок. Дело в том при проигрывании монозаписей стереоголовой музыкальный сигнал оказывается синфазным, а очень большое количество помех - разными по каналам. Раньше на электрофонах делали кнопку "Моно" и электрически суммировали сигналы. На компьютере хорошо помогает конвертация оцифрованного стерео сигнала в моно. Некорелированный шумовой сигнал отпадает сам собой. Этот экологически чистый способ дает многократное снижения шумов, проверьте!

Как качественно реставрировать запиленные стерео-пластики наверняка никто не скажет. Половина писателей, и я в их числе считает нужно оставить все как есть. Да это предел реставрации. Дальше музыка заканчивается и начинается "чистка". К сожалению в таком состоянии находится много советских пластинок 60х годов, этот материал приходится откладывать. С такими пластинками современная техника бессильна, информация потеряна и взять ее уже неоткуда. Для экспериментаторов , в конце страницы есть ссылки на интересные и перспективные системы шумоподавления. Пробуйте, наверняка что-то еще можно поправить и разработать общедоступную методику. Но обязательно сохраняйте оригинальные "нечищеные" оцифровки.

Слуховой контроль Найди на картинке два правильных звуковых монитора

Оцифровка ответственый этап работы, слуховой контроль необходим, но надо исключить любое внешнее воздействие на пластинку: акустическую обратную связь, вибрации стола и тонарма. Поэтому для работы с винилом рекомендую надеть хорошие музыкальные (открытые) наушники и сидеть с компьютером за отдельным столом.

Даже когда оцифровка пластинки закончена, я работаю с записью в наушниках. Это помогает сосредоточится. Преимущество наушников - высокое разрешение, необходимо в работе. Но и то, что хорошо, иногда мешает. В наушниках я все еще слышу фефект фикции, а на контрольных мониторах - все уже звучит прекрасно. Здесь важно не перестараться и вовремя остановиться. Те остаточные шумы, которые раздражают в наушниках, на мониторах теряются в шуме окружающего помещения. При восстановлении старых записей улучшить сигнал-шум на 12-20дБ это даже очень хорошо.

Так почему сразу не слушать нормально? Акустические системы и мониторы ближнего поля, конечно, сыграют все как положено, но даже в тихой комнате вы не расслышите тихих звуков и не заметите дефектов в своей работы. С пиленой пластинки шума идет много и вслушиваться в музыку надо очень внимательно. Мониторы надо включать на большую громкость. А длительное время работать с громким звуком нельзя - техника безопасноcти 85дБА(slow) и 105дБ(pick).

За восприятие тембров и стереопанорамы в наушниках не переживайте. При реставрации записей балланс-реверберацию вы изменять не будите. Какое есть на записи, такое и останется, после окончания работы послушаете с дивана на своих любимых колонках.

Частоты и разрядность оцифровки

Частота оцифровки 44,1кГц примянется только для записи Audio CD. Для ограничения возможностей копирования специально сделана не совместимой с частотами записи цифровых магнитофонов 48кГц.
Частота оцифровки 48кГц регламентируется стандартом AC'97 для мультимедийных компьютеров. Частота стандартная для DAT, MD, DVD
Про внутреннюю частоту квантования аудиокодеков в современном мультимедийном стандарте HDAudio мне ничего не известно. Сомневаюсь, что оцифровка с линейного входа обязана быть на 96кГц.

Внимательные слушатели давно знают недостатки AudioCD, связанные с недостаточным динамическим диапазоном, эффектами 16-разрядного квантования и "звоном" интерполяционных фильтров. Искажения в цифровых форматах тем заметнее, чем тише музыкальный сигнал и выше его частота. Динамический диапазон эстрадной и классической музыки часто достигает 40:50 дБ. Для самых тихих участков записи, квантование по амплитуде ведется всего 8 битами, а правильная передача формы сигнала (снисходительно даю 10% искажений) возможна для частот до 8кГц. И нет никаких иллюзий что тихая музыка маскируется окружающими шумами. Человеческое ухо быстро адаптируется к уровню громкости и влушивается в самые тихие пассажи звучания оркестра. Синтетичность звучания скрипичной музыки, духовых и ударных иструментов на цифровых дисках - проблема, которая решается применением компрессоров и максимайзеров, подтягивающих громкость тихих звуков и сжимающих динамический диапазон до приемлимых компактному диску значений. Тестовые и демострационные диски от лучшей производителей бытовой аппратуры, записанные с разницей 6дБ (P.M.R. - "Peak-to-Mean Ratio") и пиками подтянутыми в -0.1дБ начинающими аудиофилами воспринимаются как шедевры звукорежиссуры.

Для востановления старых записей такой "прогресс" звукозаписи совершенно противопоказан. Никто из нас не хочет слушать перепевки двухтысячных, всем интересны качественные оригиналы. Музыкальная индустрия не хуже нас знает недостатки в своей работе и 24-битные форматы с высокой частотой преобразования стали сегодня стандартом для звукозаписи.

В разговорах о частотах 48/96/192 частота квантования неправильно связывается лишь с верхней частотой слышимого диапазона. Временное разрешение и форма сигналов слышимых человеком, важны для ощущения себя в естественом пространстве, т.е. натуральности звучания. Читайте профессора Алдошину, только на сигналах с квантованием 384кГц ученые-исследователи могут говорить о правильной передаче пространственной информации в записях живой музыки с естественной акустикой.

Короче, хватит теории, она сводится к разговорам кто где разницу слышит, а кому это все равно, а заканчивается "электрический патефон от Лихницкого очень хорош, но он у меня DTS-CD почему-то не играет" Пусть каждый писатель сам решает как и зачем ему "квантизировать" свои записи.

Уровень записи и нормализация/Normalise

Установка правильного уровня записи делается в расчете на максимум амплитуды сигнала. Даже на самых громках пиках входные цепи и АЦП не должно перегружаться, Нормализация это операция подтягивания тихих фрагментов умноженим значений всех сэмплов на постоянный коэффициент, также как и изменение громкости на выходе. При нормализации программа вылавливает самый громкий пик и приводит его к требуемому значению и соответсвенно пересчитывает остальные отчеты в записи. На слух такое выравнивание никак не заметно. Если реставрируется альбом - обработку надо вести целиком без разбивки на треки. Если делаем компиляцию (я только так и делаю) нормализацию делам раздельно по трекам Относительная громкостью между песнями на выходе получится немного разной, не страшно - она и в оригинале была разной. Ведь чтобы выровнить громкость применяют RMS-нормализацию, она с действующим значением сигнала работает. При потрековой пиковой нормализации меняется уровень фонового шум, но это не замено, и меня вполне устраивает. Исключить нормализацию можно только если весь альбом предварительно отслушивать целиком, постоянно корректируя уровень. "Первый проход", как сейчас говорят. Из экономии времени, я настраиваю _пиковый_ уровень на -6..-3dB, на первых треках, начинаю оцифровку и только если потом возникнит перегрузка, снижаю уровень и переввожу начиная с этого громкого участка.

Уровень записи пластинок с сильным треском надо устанавливать точно так же - в расчете на громкий музыкальный сигнал. Отдельные сильные выбросы это уже не музыка, на их "правильную" запись запаса у нас уже нет. Наша задача оптимально заполнять сетку АЦП полезным сигналом.

Ресемплинг/Resampling и Дизеринг/Dithering

Последний этап работы с файлами преобразование оцифровок высокого разрешения в выходной формат. При подготовке к записи на AudioCD необходимо преобразовать разрядности записей в 16 бит. 44.1кГц Для записей с широким динамическим диапазоном (эстрадные и симфонические оркестры) нужно применять качественные методы снижения разрядности частоты оцифровки

Дизеринг работает с амплитудой сигнала и заключается в добавлении к исходному сигналу сгенерированного шума небольшой амплитуды. Это устраняет корреляцию шума квантования с исходным аудиосигналом, звучание становится гладким. Чаще всего используется белый шум с амплитудой 2 младших разряда (TPDF - triangular PDF).

Ресемплинг нужен для ограничения сигнала слышимого диапазона и корректного изменения частоты квантования, все как нас учил академик Котельников. Лучший на сегодня алгоритм реализован в iZotope 64-bit SRCT. В Pro Tools, CoolEditPro/Audition и бесплатном r8brain реализации вполне пригодно для работы.. Как обстоит дела с качеством преобразования в других программах, можно посмотреть в тестировании проведеном Алексеем Лукиным. Для тех кто не ходит по ссылкам, своими словами расскажу выводы из тестирования - ресемплинг в большинстве программ сделан плохо, поэтому или цифруйте и храните материал сразу так как нужно, или пользуйтесь проверенными алгоритмами.

Все понимают, синтетические тесты не заменят объективное прослушивание "группой квалифицированых экспертов", и может быть, все не так уж плохо. Но... осадочек, все таки, остался - в музыкалььных студиях конвертеры SRC это отдельные дорогостоящие приборы, а качество реализации программных ресемплеров звукорежиссеров не очень интересует.

Кодирование звука

сжатие с потерей качества .mp3 MPEG Layer-3

формат поддерживает самые распространенные теги ID3v1 и ID3v2.

Постоянная скорость кодирования CBR

Выбор скорости кодирования это компромис между качеством и размером файла. Нормальное звучание музыки обеспечивает и при скорости 96 kbps, но качество звучания появляется только начиная со 160kbps.

Переменные скорости кодирования VBR и ABR

Режим переменной скорости кодирования VBR нужен для сохранения максимального качества материала в закодированном файле минимального размера. Идея переменной скорости кодирования требует грамотной реализации. Чтобы говорить о качестве работы VBR, надо знать о каких границах изменения скорости идет речь. Одно дело колебание скорости от 64 до 320 kbps, совсем другое 160 - 320 kbps. Во втором случае качество VBR однозначно будет выше чем CBR 160 mp3. Размер файла получится больше, но все таки не такой большой как при кодировании CBR 320kbps. Сейчас появились кодеки с поддержкой ABR - средней скорости кодировани. У ABR тот же механизм, что и у VBR, но кодек сам установит оптимальныe границы изменения скорости для заданного среднего значения, а следовательно и размера файла.

Режимы кодирования

Для кодирования записей с винила можно применять JStereo, ведь глубина разделения стереоканалов для хороших звукоснимателей всего около 20 дБ. Играми с простраственым звучанием старые звукорежиссеры не увлекались. Но в записях где есть противофазный сигнал как с зажеваной магнитофонной ленты, нужно пользоваться простым Stereo

кодек Fraunhofer IIS

Исторически это первый mp3 кодек, от авторов оригинального алгоритма сжатия Thomson multimedia. Kоммерческий кодек Fraunhofer IIS, реализуется в виде модуля обработки mp3 практически во всех крупных программных пакетах - CoolEdit, Nero... Качество работы кодека считается эталонным, но кодирование выполняется очень медленно, для опытных пользователей не хватает опций по настройке. Дальнейшее развитие алгоритмов mp3 сжатия авторами прекращено, выход новых версий кодека не ожидается. Слова "Эталонное качество" означают, что современные кодеки не имеют права работать хуже чем FhG.

кодек LAME

freeware, лицензионно чистая реализация алгоритма ISO
на базе кодека делается несколько реализациий интерфейса. Я пользуюсь lame.exe из командной строки.

Мой стандарт для оцифровки винилa это 48кГц, кодирование зависит от исходного материала:

Битрейт при сжатии ставить надо разумно. Для ориентира цифрового качества - BBC "Radio 3" ведеть прямые трансляции симфонической музыки в DAB-радио, кодированные потоком 192kbps. Я дополнительно ставлю ограничение частотного диапазона, ведь безмерное расширение полосы пропускания приводит к неэффективному кодированию. Известно, что до 80х годов фирме Мелодия, в расчете на массовые звукосниматели III класса, приходилось вести запись с меньшими колебательными скоростями и меньшими амплитудами, а это снижение уровня сигнала и ограничение частотного диапазона.

Чтобы закодировать все .wav в текущем каталоге удобно сделать batник с таким содержанием:

@for %%1 in (*.wav) do LAME -m j -h --abr 192 --tl "%%~n1" "%%1" "%%~n1.mp3"

для автоматического заполнения ID3-тэгов в mp3 файле использованы некоторые программные конструкциии Windows.

mp3 - компактный мобильный формат и кодирование в mp3 это всегда компромис с качеством который каждый разрешает сам. Но даже при увеличении объемов жестких дисков и снижении стоимости хранения записей, разговоры "битрейт-бы-побольше" все равно не интересны. Для поборников бескомпромисного качества существуют звуковые lossless-кодеки со сжатием без потерь. Такое кодирование выдает файл объемом в два-три раза больше чем "желанные" когда-то 320kbps, зато декодирование файла дает совпадение бит в бит с первоначальной несжатой оцифровкой.

сжатие без потерь mp3HD (Thomson)

freeware, мультиплатформеность Linux32, Mac OS X, Win32
расширение файла .mp3, id3 метаданные
кодек создает в файле сжатый поток, который воспроизводится обычными mp3-плеерами
поддержка оцифровок моно и стерео 32/44.1/48kHz 16bit
битрейт 500 - 900 kbps в зависимости от музыкального жанра
мультиплатформеный Linux32, Mac OS X, Win32

Я не знаю почему lossless стерео кодек обычного разрешения назвали HD, но догадываюсь что сегодня такой маркетинговый тренд - "высокое разрешение". Аргументы для вызова hdEncoder.exe из AudioGrabber:

-if %s -br 192000 -Artist "%1" -Album "%2" -Track "%3" -Title "%4" -Year "%6" -Genre "%7" -of %d 

сжатие без потерь .FLAC Free Lossless Audio Codec

freeware, open source
тэги Vorbis comments
Кодек универсален, есть поддержка многоканальных записей, не требователен к железу, но степень сжатия файлов невысокая. Реализован на аппаратных плеерах. Широко распространен в пиринговых сетях. Формат файлов .flac не поддерживает ID3 тегов, что в реальности создает проблему совместимости разных плееров. Попросту, нельзя расчитывать что прописанные вами теги, и вложенные обложки хоть где-то еше прочитаются. Никому нет дела до проблем совместимости, кодек много лет никуда не развивается.
Пример кодирования из bat-файла с заполнением тегов:

flac.exe %1 --tag=artist=%2 --tag=album=%3 --tag=tracknumber=%4 --tag=title=%5 --tag=date=%6 --tag=genre=%7 -o %8

Аргументы для вызова flac.exe из AudioGrabber:

%s --tag=artist="%1" --tag=album="%2" --tag=tracknumber="%3" --tag=title="%4" --tag=date="%6" --tag=genre="%7" %d

сжатие без потерь .WV - WavPack

freeware, open source
Supports multichannel audio and high resolutions, Replay Gain compatible
теги ID3v1, APE
Кодек быстрый и очень эффективный. Хорошо продуманый, перспективный формат, пока мало поддержки аппаратными плеерами.

сжатие без потерь .APE - Monkey's Audio

freeware, proprietary software
теги APEv2 можно создавать поля - "текст песен" "обложка"
Требует больших вычислительных затрат, ощутимо подвисает при перемотке по треку. Нет поддержки многоканальных записей. Работает только под Windows, не поддерживается в аппаратных плеерах. Здравому смыслу вопреки, формат широко распространен в пиринговых сетях.

сжатие без потерь .m4a ALAC - Apple Lossless Audio Codec

freeware, открытые исходные коды
плееры Apple - iPod, iPhone, iTunes, iTV
Владельцы покупают музыку на платных сервисах, перекодируют чужое в свой формат или сразу ставят себе альтернативную прошивку Серьезное преимущество формата m4a - поддержка расширеных тегов. Показ обложки диска, прописаной в музыкальный файл, это обычная функция плееров Applе. Как это ни позорно для формата flac, но нереально приписать на нем теги одинаково читаемые на всех плеерах. Банальный replay gain уж двадцать лет как нерешаемая проблема совместимости для формата mp3. На этом фоне, аудио плееры Apple редкий в индустрии случай, когда закрытый корпоративный продукт имеет серьезные преимущества своей продуманностью и целостностью реализации.

Аудио-плеерыApollo player

Для качественного воспроизведения музыки на компьютере, наверное, самая важная вещь это правильный аудио-плеер. Не все что работает с цифрой одинаково правильно звучит! Декодеры mp3 значительно различаются по качеству. Плеер Apollo (freeware) коректно работает с любыми mp3 файлами. Бытовой стандарт WinAmp, даже самых последних версий, тянет звук на VBR файлах. Установка к WinAmp In_mp3.dll версии от старой версии 2.22 решает эту проблему. Будьте внимательны при включении эквалайзеров и сигнальных процессоров, очень часто они дают сильные искажения и даже клипирование при воспроизведении. Хорошие компьютерные плееры сегодня есть, главное, будьте внимательны к настройкам. В компактном (112КБ!) многофункциональном плеере 1by1 (freeware) на удивление прилично реализованы максимайзер и эквалайзер.

Для поддержки lossless форматов во все плееры требуется дополнительно устанавливать .dll плагины с декодерами. Это не сложно, а загрузить плагины можно с сайтов производителей.

В качестве вспомогательных программ для работы со звуком надо обязательно сказать о Medieval CUE Splitter (freeware) программе разреки файлов на отдельные треки и программе редакторе mp3DirectCut (freeware). Сейчас много музыкальных альбомов распространяется одним файлом, их разрезка на треки делается специальными редакторами быстро, без лишнего перекодирования и потерь качества. Вся информации о времени звучании и названиях треков хранится в отдельном .cue файле. Современные плееры и редакторы используют .cuе листы для обработки таких альбомов.

Архивация, поддержание каталогов

Не советую завязываться на какие-либо специализированые программы каталогизации и ведения архива. В компьютерах все меняется, со временем переход с одной на другую программу-бибиотекарь будет практически невозможен. Для аккуратного ведения достаточно создать на компьютере дерево каталогов по жанрам и по исполнителям. Вся информация о песнях в вашей коллекции должна храниться в самих мультимедийных файлах. Общепринят простой формат для имени файла:

Не надо в имя файла включать номер трека, это сделает неуправляемой вашу коллекцию. Простое и однозначное название песни облегчает поиск, сортировку и перемещение файлов на компьютере. Отсутствие номера в имени файла упрощает поиск дубликатов и вариантов исполнения. Всю дополнительную информацию прописывают в теги мультимедийных файлов ID3v1,ID3v2, APE, Vorbis. Обычный набор тегов:

Информация из тегов отображается и редактируется в любом плеере. Для груповой обработки больших архивов удобна специальная программа редактор TagScanner (freeware). Если вам необходимо выложить песни на ftp, загрузить в нерусифицированный mp3-плеер, TagScanner быстро заменит пробелы на подчеркивания, сделает транслитерацию и укоротит имена файлов.

Полезные и рекомендованные программы:

Среди ценителей хорошего аналогового звука есть устоявшееся мнение, что практически любая компьютерная обработка приносит больше вреда, чем пользы. Про "обработку" истинная правда. Мой домашний опыт с десятком самых продвинутых пакетов реставрации и мастеринга дал точно такие же результаты.

Почему я и берусь утверждать, что профессионалы, привыкшие у себя на работе делать чудеса со звуком накручивая ручки уникальных приборов обработки, могут и позабыть, что реставрация музыкальных записей, совсем не означает непременное получение "качества CD". Не буду рассуждать почему нынешние звукооператоры искренне считают звучание классических записей техническим браком.

Тщательная подготовка носителя, отлаженый проигрыватель, любимая головка, прямой, калиброваный звуковой тракт, хороший преобразователь и простой звуковой редактор - все что нужно для качественной оцифровки. При полном отсутствии шараварных или лицензионных модулей обработки и студийных многоканальных трактов!

Даже в худшем случае для убитых пластов минимальную, но единственно нужную работу в домашней студии сделает ClickFix for CooolEdit (Adobe Audition), в ручном режиме или автоматически, это уж как кому нравится.

Steinberg WaveLab $499

Syntrillium Software Corp. CoolEdit Pro

Adobe Audition

WavePurity Mini "Remove crackle + snaps" $50

Jeffery Klein ClickFix for CoolEdit/Adobe Audition $49

ClickRepair (Java 1.6 JRE) $40

Две последние программы для автоматического поиска и востановления битых участков использует подстановку соседних неискаженных участков. Алгоритм работы ничем не отличается от ручной подстановки. Глубина и интенсивность поиска настраивается, артифакты исключены самим принципом работы программы - никакой фильтрации над музыкальным сигналом. Не верьте в сказки, что пропавшие музыкальные звуки кто-то дорисовывает мышкой на экране. Пусть покажут как можно нарисовать хотя бы полсекунды пропавшего звучания эстрадно-симфонического оркестра :-) Эстеты работают с ClickFix в в ручном режиме - с лупой просматривают сигнал, выделяют сбойные участки, корректную подстановку автоматически делает ClickFix.

Jackie Franck Audio Grabber (freeware)
Легкий и качественный захват АудиоCD в .wav.mp3 .mp4 и форматы без потерь (lossless) .flac .ape .mpc .wavepack .tak...

AHEAD Запись CDROM - Nero Burning ROM

Измерительные средства

Pioneer Hill Software SpectraPLUS, $1295)
Dr.Feickert Analogue Adjust+ (программа с измерительной пластинкой, 249€)
U.W.Muller audioTester(Wow and Flutter Measurement, 39€)
Alfredo Accattatis Visual Analyser (freeware)

Программы бесполезные и даже вредные: Сонограмма зашумленной речи

В этот список включены БЕЗОГОВОРОЧНО программы для подавленния шумов. Внимание! Эти программы не предназначены для реставрации музыки. Помните, что невзвешенный сигнал-шум долгоиграющей пластинки это всего навсего 36дБ, тихое звучание живых инструментов идет значительно ниже уровня шумов! После цифровой "чистки" эти тихие звуки, будут заменены на синтетическое посвистывание и позвякивание с единственным "улучшением" - сигнал-шум хоть до 96dB.

В любительких условиях с помошью этих программ можно уменьшить фон от строчной развертки на записи со старых телевизоров. Можно снизить шум квантования на записях, сделанных звуковыми платами типа Sound Blaster 16. Очень полезны шумоподавители для востановления записей с диктофонов, для подготовки треков отдельных музыкальных инструментов к дальнейшему сведению. Но для реставрации целого музыкального произведения такие программы непригодны.

Простота и доступность программ шумоподавления позволяет каждому желающему менять оригинальное звучание по своему вкусу и под свою аппаратуру воспроизведения. В идеале модули шумоподавления должны быть встроены в mp3-плееры. Но к сожалению таких модулей на рынке нет и энтузиасты цифрового звучания берутся править и затем распространять оригинальный материал. После такой обработки музыкальные записи теряют всякую коллекционную ценность - уже никто и никогда не сможет вернуть музыке ее первоначальное звучание. Поэтому лишний раз задумайтесь - почему вы присваивате себе право исправлять работу звукооператоров и музыкантов прошлого? Вы ведь брались за реставрацию старых записей, а не за их "чистку"!

Steinberg Clean! Plus; Denoiser; DeClicker
DARTECH, Inc. DART Pro
Diamond Cut Audio Restauration Tools; Dc-Art Diamond Cut Live
Sonic Foundry Noise Reduction
Sony Oxford Denoise $1200
CFB Software LP Recorder
Unrelated Inventions Audiotools
Wave Arts Master Restoration: MR Noise, MR Click, MR Hum, MR Gate $499.95

Отдельно выделю современные, много обещающие, разработки шумоподавителей:

iZotope
iZotope RX $1199

Algorithmix
reNOVAtor $3250
ScratchFree DirectX/VST Plug-In $1900
NoiseFree DirectX/VST PlugIn $1900 Sound Laundry

Waves Audio
Restoration Native + Z-Noise (X-Noise X-Hum X-Click X-Crackle) $1800
Z-Noise $400

Публикации близкие по отношению к делу:

журнал "Шоу-Мастер"
Из записок реставратора 1999 №3, №4, 2000 №1 (Борис Смирнов )
Реставратор обязан искать истину (Тамара Георгиевна Бадеян)

журнал "Звукорежиссер":
Реставрация - пределы возможного: 2000 №7 (Георгий Руденко)
Реставрация фонограмм: 2001 №8, №9, №10; 2004 №7, №8 (Леонид Антонов)

Шумоподавление:
Системы реставрации звука 2003 №6 (Леонид Антонов)
Системы шумоподавления: 2004 №06, №07, №08 (Кен Гендри)
Подавление широкополосного шума: 2008 №10 Сравнение систем шумоподавления (к.ф.-м. н. Алексей Лукин)

Оцифровка:
Transferring LPs to CDR (Clive Backham)
Lp2Cd (Allen Reny)


Компьютеры или рекордеры?

+ R-DAT и Audio CD - потребительские форматы 1982-87 года разработки, DVD-Audio новый, высокого разрешения. Не надо путать бытовые DAT с ADAT (с 1991) - профессиональными восьми-дорожечными цифровыми рекордерами на VHS-кассетах.

+ Аудио рекордеры это специализированые звуковые-устройства, защищенное от помех, имеющеее качественый блок питания и комплектующие. Управление рекордером производится кнопками REC,PLAY,STOP и ручкой LEVEL. Процесс записи проще, а результат надежнее чем на компьютере со специализированным софтом.

+ Все студии принимают сведенный материал для мастеринга на DAT - лентах. В госархивы со своими компьютерами не пускают, цифру там пишут на DAT, закупленные в начале 90х.

Больше преимуществ у рекордеров для меня нет, больше очевидных недостатков:

- Формат записи на DAT, AudioCD SACD DVD-Audio не дает гарантии точного воспроизведения, главное чтобы как-то звучало. Допускается 30% потерь информации - рид-саломон, джиттер, интерполяция выходного сигнала... Точно знать что записалось и что прочиталось с таких "цифровых" носителей наука пока не может. Аудио рекордеры не дают доступа к файловой системе, копировать с него данные это тоже самое что воспроизвести запись.

- Музыкальных издателей заботит нераспростарение точных цифровых данных. Бытовые аудиоформаты разработаны под их требования. Формат записи на DAT включает установку CopyCode - защиты от цифрового копирования 1987. То что на DAT записалось по цифровому входу передается на цифровой выход с искажениями или не передается вообще. Такой способ борьбы с пиратством образца 1980х - слушайте цифровую запись по аналогу. С неуклонным ростом технического прогресса в 1992 года в DAT введен механим контроля Serial Copy Management System, который разрешает сделать 1 (одну) цифровую копию c кассеты. В MD рекодерах нет доступа к файлам на диске и заблокирован вывод кодированых данных на цифровой выход. Воспроизведение идет через декодирование. Еще один способ борьбы с пиратством образца 1990х - слушайте декодированую запись, или перекодируйте по новой. В DVD-аудио, SACD и BluRay заблокирован цифровой выход сигнала в 192/24. Борьба с пиратством 2000х - слушайте цифровую запись по аналогу или цифру пониженым разрешением.

- Работа в корпусе рекордера нескольких электромоторов, силовых систем управления, цифрового процессора и люминесцентых индикаторов, создает помехи, сравнимые с компьютером. Даже в лучшие годы каких-то особенных АЦП/ЦАП в рекордеры не ставили, качество их работы - это уровень достигнутый в конце 90х на компьютере с обычными TBS и Creative. С таким же успехом как на DAT можно записать звук на MiniDV видеокамеру.

- Нет уверенности, как аудио диск или лента прочитается через год, 5-10 лет. Лента при перемотке мнется, диски стареют, дрожание привода диска, детонация лентопротяжки - дополнительные факторы искажения считаных данных. У вас всегда будут проблемы покупки новой ленты, "качественых" болванок, выбора холодильника для хранения дисков и "аудиофильских" фломастеров для раскрашивания. При этом коллеги всегда вам наглядно продемострируют, что фирменный компакт на проигрывателе звучит лучше чем ваша самописная на 1x болванка

- Примитивная индикация уровня записи, процесс редактирования и разбивки на треки в рекордере крайне затруднен. Невозможно даже минимальное удаление шелчков и провалов в записи. Ведение каталога записей невозможно, поиск и оперативный доступ к архиву очень неудобен.

Студии и архивы сейчас переходят к безленточным системам записи и хранения и у вас появилась возможность купить профессиональный DAT-рекордер с кассетами за символические деньги. Если вариант оцифровки рекордером устраивает своей дешевизной, cтаромодной простотой и мобильностью, надо учитывать, стоимость хорошего современного рекордера Tascam DV-RA1000HD 3500$, что превышает стоимость любого мультимедийного компьютера в специальном оснащении с лицензионным софтом. Как компромисный вариант для старой и новой "школы" писателей, я вижу рекордер Tascam HD-R1 около 2000$: пишет-воспроизводит файлы MP3, PCM 16/24бит, 44.1, 48, 88.2, 96кГц, связь с компьютером через SPDIF/USB/Ethernet.

"я считаю, что цифра всего лишь изо всех сил старается достичь тех стандартов, которые легко достигаются на виниле" Пол МакГован PS Audio


Начни с начала Проигрыватели звукосниматели и корректоры Звукозапись и грампластинки Наверх