О чем поют разноцветные гитары.Заметки о текстах песен вокально инструментальных ансамблей. |
||
Как время-то бежит... Еще недавно приходил я на концерты и слушал преисполненные могучего смысла строчки: "Наши руки не для скуки, для любви сердца". Или романтические вздохи типа: "А любовь рядом была, следом шла, цветы собирала". Кумиры танцплощадочных ансамблей пели: "Танцуют мальчики, танцуют девочки, истерлись клавиши моей души..." И честно признаюсь, я не удивлялся, когда упрекали авторов этой продукции в безвкусице...
Но прошли годы, и поверилось, что подобные песенные "вирши" стали анахронизмом, что авторы и исполнители вокально-инструментальных ансамблей поняли цену настоящей песенной поэзии. Нередки стали случаи, когда основой их репертуара становились строки Семена Кирсанова и Николая Заболоцкого, Юрия Левитанского и Алексея Межирова, Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского, Андрея Вознесенкского и Андрея Дементьева. Ансамбли стали активнее обращаться к темам гражданским, социальным, политическим. Хватало и песен бытовых, лирических, шуточных. Вместе с ансамблем "Лейся, песня" мы смеялись над незадачливым любителем аэробики, которому модное увлечение заменило все на свете. "галактика" и "Земляне" стремились увлечь нас автородео и спидвеем, укрепить мускулатуру в "Боксе", приглашали совершить "Полет на дельтоплане". А почему, собственно говоря, и нет? В конце концов, эстрада по своей природе синтетична и вполне может заставить и задуматься, и развеселиться. Но вряд ли это должно происходить по удивляющей, мягко говоря, схеме, которую предлагает ансамбль "Надежда": Мы смеемся, веселимся,До утра порой резвимся, И с больною головой - На работу и домой. Книг мы множество читаем. Почитаем - засыпаем. Вот вся сущность бытия. Не хотелось бы общаться с подобными современниками, портрет которых так вдохновенно написал автор текста Я.Гальперин. Неудивительно, что такие герои без особой убежденности поют о неназванном "далеком крае". Что они там делают - тоже трудно представить. Я говорю о песне "Начало пути", которую слышал в исполнении нескольких ВИА. Как ни в слушивался я в текст, ничего, кроме многократно использованных, стертых общих фраз типа "ветра больших дорог", "света дивных звезд" и "звонкой юности", не нашел. О поэтической технике, о рифмах типа "мечта - года" и "пути - найти" я уж и не говорю. Добавлю лишь, что автором снова выступил Я.Гальперин. Эстафетную палочку поиска мечты, выпадающую из рук Гальперина, подхватывают Л.Фадеев и ансамбль "Самоцветы". В последнее время этот коллектив создал немало интересных произведений: антивоенный плакат "Стоп, мистер Рейган", композицию "Деньги", остро высмеивающую современное мещанство, философскую работу "Зеркало и шут". Поэтому не может не огорчать соседство с ними пустопорожней песенки "Поверь в мечту" со столь оригинальным припевом: Поверь в мечту, поверь в мечту,Поверь в мечту скорей. Поверь в мечту, поверь в мечту, Как в доброту людей. Поверь к мечту, как в красоту, Поверь когда-нибудь. Поверь в мечту, поверь в мечту, Поверь в мечту - и в путь. |
Столь многократное повторение одних и тех же слов дает право усомниться в профессиональных возможностях автора текста. Кстати, есть и другие любопытные строчки в этой песне: Пройдем любви закатИ встретим с ней рассвет. Поймем: пути назад У жизни просто нет! Ну как не порадоваться вместе с Л. Фадеевым столь глубоким философским открытиям! Может, в лирических песнях мысли и чувства выражаются более искусно? Зной станет виной,Что врозь мы с тобой. Все свалишь на зной. Довод такой может сразить наповал, - поет опять-таки солист "Самоцветов" в их последней долгоиграющей пластинке "Прогноз погоды". Часто увидишь в программах телевидения ансамбль "Синяя птица", у коллектива уже вышло несколько больших пластинок. Помнится, предыдущая - "Моя любовь жива", с лирическими откровениями типа "Я тебя не прощу ни за что, никогда. Не прощу, и забудь обо мне навсегда" многократно критиковалась в печати. И вот в руках у меня последний гигант "Синей птицы" - "Во Дворце спорта в Лужниках". Нарядное цветное оформление, ультрамодные костюмы музыкантов. Можно было бы предположить, что и песни будут современные, по-настоящему молодежные. Поставим пластинку на проигрыватель и услышим такие "Цветные звуки": Цвета меняют ночь и день,И есть, наверно, цвет тревоги. И у любви есть цвет и тень, Свое тепло, свои ожоги. А теперь перенесемся на концерт популярного белорусского ансамбля "Верасы". Большая часть его репертуара уже давно отдана любви. Любовный жар достигает высшей температуры в "боевике" "Верасов" - "Дискотека": "Две колонки в двести ватт о любви моей кричат". Слово "любовь" всуе повторяется в каждой из этих песен раз по пятнадцать. ...Я вертелся в "Круговороте", меня манил "любви волшебный свет", мне "кружили голову танцы", "заносило за счастьем в Юрмалу", я пытался найти "дальний край, где бескрайний небосвод", устремлялся "вдаль за синей птицей" и просил любимую подарить "скорпиончиков, похожих на нее". Современные песни многих ВИА щедро дарили мне романтические грезы, и сквозь их блистающий на солнце разноцветный туман не видна была настоящая жизнь. Она проходит где-то рядом, со своими реальными проблемами и открытиями. Владимир Гарин |
|
Начни с начала Не забывай Форум |
||
Copyright 2004 "Популярная советская песня" Вы можете использовать материалы сайта с разрешения координаторов проекта popsa.info |