Популярная советская песня

Регистрация | Забытый пароль | Участники форума [777] | Справка |

» Добро пожаловать, Гость: Войти

     ФОРУМ
     Дискографии
         "Мелодия" - фирма или "одни дураки сидят"?


    Несколько страниц [ 1 2 # ]
Модераторы: Mikhail, Andrej Sh
  Для печати Переход к теме
<< Назад Вперед >>
kwn 18 июля 2003 20:50
E-mail              «МЕЛОДИЯ»
                                                                      «Ты моя «Мелодия»,
                                                                       Я твой преданный Орфей”...


                                                                                                                                                                                               Старинная советская песня.

Необходимое примечание.

Я буду использовать данные начала 80-х годов. В разные отрезки времени они могли изменяться. Но эти изменения кардинально не влияли на структуру и принципы работы фирмы. И еще. В работе над этим опусом мне никто не помогал. Все, что здесь описано подчерпнуто мной из печати. Вероятно, здесь есть ошибки и неточности в деталях, которые можно узнать только находясь внутри этой структуры. Заранее прошу меня извинить за это. Однако за  ключевые моменты , которые определяли деятельность “Мелодии” от изготовления грампластинки до ее реализации, я ручаюсь.

История.

Всесоюзная фирма  грампластинок “Мелодия”  образовалась в 1964 году, обьединив под своим началом все студии грамзаписи, заводы грампластинок(ГП), предприятия оптовой торговли
( дома грампластинкок) и получила монопольное право на производство и распространение грампластинок в СССР.
С 1984 г «МЕЛОДИЯ» отказалась от выпуска гибких грампластинки, которые совершенно потеряли спрос.
С этого же года все ГП стали выпускаться  в индивидуальных конвертах.
В феврале 1990 года состоялось официальное открытие первого в СССР производства компакт-дисков (КД), организованном на Московском опытном заводе “Грамзапись”. Однако до этого, уже в январе 1990, на прилавках появились первые 10 наименований КД. Дело в том, что  реконструкция завода, монтаж оборудывания и тестовые испытания проводились в 1989 году и первая пробная продукция реализовывалась до официального открытия.

Структура.

В состав фирмы входят 8 заводов-Московский, Апрелевский, Ленинградский, Рижский, Ташкентский, Таллинский, Тбилисский, Бакинский- изготавливающие ГП и компакт-кассеты (КК). 8 студий грамзаписи расположены в  Москве, Ленинграде, Алма-ате, Вильнюсе, Таллине, Ташкенте, Тбилиси, и Риге, имеются также 2 звукозаписывающих участка в Киеве и Ереване. Каждая из студий производит записи в своей зоне деятельности. Звукозаписывающие бригады каждой из студий  постоянно выезжают для записи местных  авторов  и исполнителей.
Фирма располагает также 18 Домами грампластинки(ДГП). Это оптовые предприятия торговли, распределяющие ГП и КК по магазинам страны.
Получется в среднем 1 ДГП на одну республику, учитывая, что РСФСР , имел их несколько. Наверняка, также, что они находились в столицах союзных республик. Теперь попробуем представить цепочку движения ГП от заводов к потребителю. Отпечатанные на заводах “Мелодии”  ГП поступали в территориальные ДГП. Оттуда часть шла напрямую в ближайшие торговые точки, а часть поступала на областные оптовые базы. Далее процесс повторялся: часть тиража шла в торговлю, часть на районные оптовые базы. И так до самого низшего звена розничной торговли. В разных местах эта цепочка могла быть длиннее или короче, но сам принцип сохранялся.
В СССР ГП реализовывались в более чем 35 тыс. торговых точек. 20 тыс.- это киоски «Союзпечать», где  продается 9,5%  всех выпускаемых ГП. Более 12 тыс.-торговые предприятия потребкооперации, реализующие 13%. Госторговля продает ГП в  более чем 3 тыс. своих магазинах, где реализуется 65% ( в том числе 73 специализированных магазина реализуют 9,5%). 750 книжных магазинов реализуют еще 4,5% и 8% реализуются в 29 фирменных магазинах.
Беглый взгляд на эти цифры показывает очевидные выгоды специализированной и фирменной торговли. Ибо только в ней можно обеспечить широкий ассортимент ГП, состоящий из более чем 1000 наименований на основе систематического изучения спроса.
Говоря о взаимоотношениях «МЕЛОДИИ» с торговлей необходимо сказать, что фирма , по настоянию торговли, может передавать магазинам ГП с новыми записями в обьеме всего лишь 5% от выделяемых фондов, а остальные 95% магазины ежеквартально заказывают сами из числа ранее выпущенных. Таким образом,  формируется ассортимент ГП в торговле. Отсюда ясно, что возможности «МЕЛОДИИ» в этом плане не являются определяющими. И в основном он зависит от заказов магазинов, составляемых  в основном слабо подготовленными продавцами (т.к только 17,5% ГП реализуется в специализированных магазинах, а 82,5% в торговых точках общего назначения). «... Неспециализированные предприятия торговли , стремясь выбрать свои фонды, заказывают грампластинки наугад, пытаясь числом компенсировать незнание спроса.
От человека стоящего за прилавком зависит очень многое. Но продавцов, знающих свое дело и разбирающихся в музыке, очень мало. В стране 35 000 точек торгующих ГП . Пластинка не выделена в особый вид товара, магазин практически не несет никакой ответственности за ее хранение и материально не особенно заинтересован в ее реализации. Гораздо проще и легче план можно выполнить на продаже телевизоров, одежды, обуви. Поэтому в заказах делается упор на несколько шлягеров, выписываемых огромными тиражами, и в силу незнания  иного спроса, разбавляются они минимальными тиражами большого кол-ва наименований. В результате ежеквартальный заказ содержит около 5 тыс наименований и выполнить его не под силу ни одной существующей фирме. В итоге производственные мощности «МЕЛОДИИ» позволяют ей реально выполнять только 20% заказа».
Но это одна часть проблемы. Вторая не менее серьезна. По той цепочке, которая ведет ГП от «МЕЛОДИИ» в торговлю идет и информация о заказе тех самых 95% будущего тиража. Только в обратном направлении. Из магазина ( или иной торговой точки) в район (где все заказы обобщаются ), из района в область (где снова происходит обобщение) и т.д. до самого верха. А теперь, учтите размеры страны, необязательность исполнителей сделать заявку к определенному сроку, а иногда и невозможность это сделать и всякие прочие факторы, прикиньте сколько времени пройдет прежде чем:
1.ГП из нового тиража дойдет до покупателя , скажем на Урале.
2. Торговля поймет, какая ГП стала популярной и стало быть ее необходимо заказать.
3.Торговля подготовит заказ и передаст его по цепочке вверх.
4.Заказ дойдет до  «МЕЛОДИИ».
5. «МЕЛОДИЯ» обобщит заказы со всей страны и включит их в свой план.
6. «МЕЛОДИЯ» напечатает эти ГП. Производственный  цикл  достаточно долог. Учитывая, что лаковые диски (это основа матрицы), производят всего 2 фирмы в мире . И закупаются они за валюту в соответствии с планами выпуска ГП.
Для справки. Технологией производсктва лаковых дисков на тот момент владели 3 фирмы. “Аудио” и “Транско” из  США, которые обеспечивали потребность всех фирм ГП мира и “Пираль”(Франция), которая производила их в небольшом количестве для внутренних нужд.
7. ГП снова  по цепочке вниз дойдет до тех, кто ее заказал. На любом участке этой цепочки возможны сбои, приводящиме к увеличению, а иногда и срыву сроков.
По опросу самой «МЕЛОДИИ» 45% покупателей уходят из магазина  не сделав необходимой покупки и в то же время регулярно производится списание большого числа пластинок, не нашедших своего потребителя.
Надо сказать, что на протяжении многих лет фирма пыталась разными методами решать проблему оперативности. Так например, в 1986 г «МЕЛОДИЯ»  начала выпускать для торгующих организаций экспресс-информацию о новинках фирмы в  жанре эстрадной музыки, пользуясь которой магазины смогут вовремя  заказать модные диски.  Но сколько-нибудь серьезного успеха добиться ей так и не удалось. Очевидно, что выход здесь мог быть только один-сокрашение цепочки промежуточных связей и создание множества территориальных  звукозаписывающих фирм полного цикла, что сделать в тогдашних условиях, конечно же, было невозможно.
Для справки. Все региональные студии свои записи отправляли в Москву на ВСГ (Всесоюзную студию грамзаписи). Уникальность ВСГ была в том, что только здесь Худсоветом (после прослушивания и обсуждения) принималось решение о выпуске той или иной ГП. Если Худсовет давал “добро”, запись переносилась на лаковый диск, с которого потом печатался  тираж на производственных предприятиях фирмы.
Это к вопросу о том, как образуется дефицит  и на сколько эффективно продажи ГП влияют на их производство.

Тираж.

Для определения первых тиражей грампластинки с новыми записями в 1976  году при «МЕЛОДИИ» образована  Тиражная коммисия, в  состав которой вошли представители Минкульта СССР, работники фирмы «МЕЛОДИЯ», представители Союза композиторов, Министерства торговли СССР и РСФСР, Центросоюза, В/О «Международная книга», ведущих предприятий фирмы, Центрального Дома грампластинки и других заинтересованных организаций. Комиссию возглавлял  зам. Генерального директора фирмы.
Позволю себе предположение. До 1976 году тираж новых ГП определяли, скорее всего, редакторы фирмы. И именно от «близости к ним» зависело что выпускать и сколько. Вероятно, к 1976 году это приняло такой субьективный характер, что для придания ,хотя бы видимой, справедливости было принято решение об образовании  Тиражной коммисии.
Напомню, первые тиражи составляли  всего 5% общего обьема выпуска ГП. «МЕЛОДИЯ» считала , что «..отрицательным  воздействием  5% ограничения является  искусственное занижение первых тиражей популярных записей. Если бы  тиражная комиссия  фирмы не была бы этим ограничена, она могла бы первым же  тиражом удовлетворить спрос, пока запись находиться на пике популярности». Но тут возникают другие вопросы. А как она смогла бы спрогнозировать будет ли эта запись популярной и какой нужен тираж для удовлетворения спроса?
Для справки. Первый тираж грампластинки Пугачевой  «То ли еще будет» был определен в 12 тыс., а в дальнейшем ее  тираж составил 2,2 млн. Можно ли это было спрогнозировать? И кто взял бы на себя ответственность потратить валюту на почти 5млн лаковых дисков ( с учетом потерь) для ГП, которая ,неизвестно, окупиться ли?
 А теперь цифры (1987г). ГП с новыми записями составляют 5% от общего числа дисков в год. При выпуске 115 млн штук это 6 млн. Учитывая , что фирма ежегодно готовит к выпуску около 1000 новых записей, первый тираж каждой новой ГП не может  превышать в среднем  6000 экз. Далеко не в каждый магазин ( 1 из 6) попадает хоть одна пластинка. Но мы немного сузим рамки . И будем ориентироваться на эстрадные записи, тиражи которых были больше классических. Возьмем  средний  тираж новой ГП 15 тыс экз.Хотя, наверняка он  был меньше. Для справки. Первые тиражи ГП с песнями А.Экимяна в исполнении В.Кикабидзе, «Для Вас женщины» (выпускавшаяся к 8 Марта), «То ли еще будет» (А.Пугачева) были определены соответственно  5 тыс, 15 тыс, 12 тыс.
Продолжим подсчет. Вряд ли тиражи распространялся поштучно. Поэтому возьмем минимальную партию, попадающую в торговую точку-20 шт. Тогда 15 000 делим на 20 и получаем 750. То есть реально новая ГП могла попасть только в 750 торговых точек из 35 000. Или в 1 из 46. Причем совершенно понятно, что львинную долю тиража получали фирменные магазины и магазины имевшие хорошие связи  с ДГП. Признав это мы получим еще более грустную картину. Тираж попадавший в другие точки становиться еще более мизерным. Да и не все, что попадает в магазин- появляется на прилавке. Учитывая известный социалистический принцип: «Ты –мне, я –тебе». Какое же представление могут составить себя продавцы о новых записях и спросе на них? Совершенно очевидно, что при таком раскладе, говорить о влиянии ПРОДАЖ новой ( мне больше нравиться термин-«сигнальной») ГП на ее будущий тираж, несерьезно. Мне представляется более логичной следующая схема, которая , кстати, все легко обьясняет. Итак.
1.Выходит «миньон», который несет главным образом представительские функции. Он знакомит потенциальных покупателей с новым артистом. Учитывая, что цена «миньона» почти в 4 раза меньше «гиганта»-это вполне разумно. Мне могут возразить: о каком  знакомстве может идти речь при таком мизерном тираже? Соглашусь с этим доводом лишь отчасти. В такой ситуации –лучше что-то, чем вообще ничего.
2.Следом в пределах небольшого отрезка времени (например, квартала) выходит «гигант» этого же артиста. Более длительный перерыв приведет к потере ознакомительного результата. Артиста успеют забыть. «Гигант» служит для того, чтобы торговля исходя из субьективных и обьективных  условий данной местности попыталась СПРОГНОЗИРОВАТЬ будущий спрос на эту ГП. Подчеркну: СПРОГНОЗИРОВАТЬ, а не учесть результаты продаж, потому что мизерный тираж не позволяет обьективно говорить о статистике продаж. Кстати, эту же функцию отчасти может нести и выпущенный ранее «миньон». Но только-отчасти. По опросам 81% покупателей предпочитают покупать грампластинки формата гигант (300мм). МЕЛОДИЯ» не могла полностью удовлетворить этот спрос, их  выпуск на заводах фирмы составлял около 60%. Чтобы разьяснить, что входит в понятие «субьективных и обьективных  условий данной местности» приведу такую статистику. В среднем у нас продается на 100  чел населения-59 ГП, ( в Латвии-116,РСФСР-68, Азербайжане-25, Таджикистане-20, Туркмении-13).
3.На основе обобщения спрогнозированного спроса осуществляется выпуск повторного тиража. Однако, зачастую проходит столько времени, что ГП успевает морально устареть и потерять статус популярной.
Так создается дефицит одного и избыток другого, так создается впечатление о неоперативности работы «МЕЛОДИИ». Это еще одна причина возникновения дефицита.  И, как видите, идеология здесь тоже не причем.
Решение вопроса- открытие фирменных магазинов, где бы работали  профессионалы, морально и материально заинтересованные в результате своей деятельности. «На сегодняшний день 80% ГП реализуется через сеть магазинов и секций Минторга СССР. Практика показала , что каждый фирменный магазин торгует , как 100 магазинов Росторговли. «МЕЛОДИЯ» и Минкульт СССР выступили с предложением открыть фирменные магазины во всех краях и областях. Как это не парадоксально, они получили отовсюду отказ по разным причинам, основная- отсутствие помещений (1987 г.)».

Технология производства.

Как создается ГП? Осветить этот вопрос необходимо, потому что здесь тоже кроется ответ  на вопрос: «Что влияет на тираж?». Итак.
В студии с помощью спец. станка  магнитная  запись преобразуется в механическую и наноситься на лаковый диск (лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке). Диск отправляется на завод,  там он покрывается тонким слоем серебра и после этого с него снимается первая  и единственная негативная копия. С помощью этой негативной копии изготавливаются 7 никелевых позитивных оригиналов. С этих оригиналов можно снять (7*20) 140 матриц, с помощью которых можно отпечатать пластинку максимальным тиражом  140 тыс.
экз. (Мак. тираж  понятие достаточно условное. По разным причинам матрица зачастую полностью не используется). Если этот тираж мал, то с 7 позитивных никелевых оригиналов снимают не матрицы, а (7*7) 49 негативных копий, с  помощью копий изготавливают (49*7) 343 позитивных никелевых оригиналов и потом (343*20) 6860 матриц, обеспечивающих максимальный тираж в 6 860 000 экз. В этом случае грампластинки является 6  копией лакового диска , а чем длиннее цепочка копий. Тем ниже качество звучания.


Чтобы это значило?

Сейчас рассмотрим сам диск и попытаемся разобраться в том, что он нам может о себе рассказать.
На этикетке в центре самого диска рядом с обозначением ГОСТ указан индекс, под которым ГП  зарегистрирована в каталоге «МЕЛОДИЯ».Индекс пластинка получает при своем рождении, сразу после эталонной записи на лаковые диски (для первой и второй сторон записывают  отдельный диск, поэтому каждая сторона имеет свой индекс), с которых в дальнейшем на заводе будут получены матрицы и отпрессованы ГП. Индекс выгравировывается и на свободном месте, так называемом зеркале пластинки, с  помощью спец.  инструмента-пантографа. И потом в типографии индекс укажут на этикетке и конверте грампластинки. Этот индекс является шифром, по которому можно немало узнать о записи. Шифр начинается с «М» (моно), «С» (стерео) или «Г» (гибкая). В 1982 году «МЕЛОДИЯ» выпустила первые пластинки с цифровой записью  и на пластинках появилась буква «А».
     Первая цифра указывает жанр записи:
0-гимны, документальные,общественно-политические записи.
1-симфоническая, оперная, хоровая  музыка.
2- русская народная музыка.
3-творчество народов СССР.
4- поэзия, проза, драматургия.
5- записи для  детей.
6-эстрада, песни советских композиторов, джаз, оперетта.
7- учебные записи.
8-музыка народов зарубежных стран (фольклор).
9- прочие записи ( спецзаказы «Крогозор», «Колобок», измерительные записи и др.)
     Вторая цифра обозначает формат грампластинки:
0-300 мм (гигант),
1-250 мм (гранд),
2-175 мм(миньон).
   Далее следует пятизначный порядковый номер записи, отделенный от предыдущих обозначений тире. На зеркале каждой стороны  грампластинки указывается тот же индекс, что и на этикетке, с добавлением после номера записи через дробную черту- номер станка, на котором выполнена механическая запись на лаковый диск и после тире- номер варианта перезаписи фонограммы ( второй и третий варианты  перезаписи выполняются при повторных тиражах грампластинки).
    Это очень важный момент. По нему мы можем определить выпускался ли повторный тираж любой ГП. Правда, для достоверности результата нужно иметь достаточно большое кол-во экз. одной ГП и желательно из разных мест.
    Если заглянуть в любой каталог грампластинки , выпущенный после 1980 года, то увидим, что все  номера сторон грампластинки имеют еще 3 цифры. Этот дополнительный код позволяет обрабатывать на ЭВМ заказы торгующий организаций.
    На этикетках и конвертах грампластинки со стереозаписью, выпущенных до 1977года, имеются буквенные обозначения  «СМ» или  «С». Обозначение  «СМ» имеют грампластинки , записанные на лаковый диск с ограничением вертикальной составляющей стереосигнала.. Их можно проигрывать на стереоаппаратуре ( с незначительной потерей стереоэффекта) и на  старых монофонических проигрывателях со звукоснимателем, которые обладают ограниченной вертикальной гибкостью и поэтому не способны следовать по канавке с глубинной  стереозаписью. На грампластинки с индексом «С» вертикальная составляющая не ограничивается. И сейчас используя матрицы, изготовленные в те годы, грампластинки выпускаются с обозначения  «СМ».
На пластинках, изготовленных по лицензии , указывается название фирмы на языке оригинала и страна.
Авторское право на звукозапись для  грампластинки, предназначенных на экспорт, указывает знак «Р».
С 1980 года на оборотной стороне конверта обязательно указывается время звучания каждого произведения, фамилии звукорежиссера, редактора, автора фото, художника-оформителя, год записи фонограммы.
Внизу оборотной стороны стоят: знак авторского права , знак охраняющий полиграфическое оформление конверта, наименование фирмы  и ГОД ПЕРВОГО ВЫПУСКА КОНВЕРТА ( а не год выпуска ГП).
Например:
С  “Мелодия”, 1980
Номер каждой ГП устанавливается в порядке  возрастания, причем для моно- и  стереозаписей  исчисление различно. К началу 1984 года выпущено более 22 тыс наименований  монофонических  пластинок и более 10 тыс стереофонических. Ниже приведены номера первых сторон ГП, выпущенных в начале соответствующего года.
Первые стереозаписи нумеровались в одном ряду с монофоническими, раздельная нумерация началась с номера 101 в 1961 году.

ГодНомера первых сторонГодНомера первых сторон
МоноСтереоМоноСтерео
196199561011973334893755
1962109272351974352074593
1963122464731975368495507
1964131497931976384136607
1965149399111977395518267
19661609311611978405079901
196719069141119794138711593
196821253162919804227913333
196924023166319814301515231
197027047186519824392317003
197129491241719834481318983
197231565305719844568720719
К сожалению, ничего не могу сказать о номерной хронологии гибких  пластинок.


Лицензии.

Издание ГП зарубежных исполнителей в СССР на лицензионной основе началось в 1973 году, когда  наша страна присоединилась к Женевской всемирной конвенции об авторском праве.
Тиражи лицензионных ГП, устанавливались  комиссией по отбору и закупке лицензионных  записей, созданнной при «МЕЛОДИИ», на основе договоров, заключаемых внешнеторговым посредником «МЕЛОДИИ» В/О «Международная книга»- с зарубежными фирмами грамзаписи. Отобранные записи рассматриваются специальной комиссией, так называемым Советом по лицензиям. В Совет входят композиторы, музыковеды, исполнители, работники Минкульта, фирмы М, московские филофонисты.
Закупку лицензий фирма «МЕЛОДИЯ» осуществляет через В/О «Международная книга». За это время в  СССР распространено примерно 450 наименований грампластинки. Это записи симфонической, опреной, камерной музыки, эстрады и джаза.
Они осуществляют прослушивание образцов, получаемых  непосредственно от инофирм или заказываемых через В/О «Международная книга» как монопольного представителя продукции «МЕЛОДИИ» за рубежом. Образцы  могут быть запрошены у  любой фирмы по каталогам. Эта же  комиссия определяет тираж издания. Как правило, условиями этих договоров продиктовано то обстоятельство, что лицензионные ГП выпускаются «МЕЛОДИЕЙ» весьма небольшими тиражами и без права выпуска повторных тиражей. В любом случае тираж изначально ограничивается и не в коей мере не зависит от заявок торгующих организаций нашей страны. Этим обьясняется и отсутствие лицензионных грампластинки в каталоге Апрелевской базы посылторга и ограниченное их поступление в магазины розничной торговли.
«...Ежегодно подписываются  контракты на 30 и более названий общим тиражом более 1млн  экз. Закупаются лицензии прежде всего у тех фирм, которые в свою очередь, активно работают в своих  странах с советскими записями... »(1982 г.)
Несложный подсчет позволяет определить примерный тираж одного лицензионного диска. Это чуть больше 33 тыс.штук. В среднем меньше, чем по 1 шт в каждую торговую точку.
  Каковы критерии отбора и у кого покупаются  лицензии? Первоначально основную долю в импорте лицензий составляли записи классического репертуара. Только во второй половине 80-х годов положение стало меняться, увеличился выпуск ГП  с записями джаза, поп и  рок музыки. Но классика, все равно, составляла не менее  половины всех лицензионных записей.
 Управление  «МЕЛОДИИ» и худсовет пришли к правильному выводу, что следует закупать меньше лицензий, но лучше. Это означало, что теперь будут отдаваться предпочтения самым модным, интересным в творческом отношении записям или неувядающим шедеврам прошлого, таким, как записи ан-ля «Битлз». Не будут делаться попытки обьять необьятное, когда приобреталось всего понемногу. И здесь мы подходим к главному. Поскольку поначалу импорт ГП и лицензий из  капстран задумывался  как средство стимуляции  нашего экспорта и предполагалось осуществлять его только у фирм, с которыми у советской стороны имелись хорошие долговременные отношения по экспорту, то и средства на это выделялись как на операции вспомогательного характера, то есть весьма и весьма незначительные.
«... Сейчас пришло время, сохранив за импортом лицензий известную функцию поддержки экспорта, все же выделить его в  отдельную сферу деятельности. А для этого необходимо существенно  увеличить выделяемые на эти цели средства. Это тем более оправдано,что коммерческая эффективность операций по импорту лицензий высока. Средства возвращаются практически мгновенно. Само собой разумеется, что , как и прежде, будут приниматься в расчет идеологическая направленность пластинок, отсутствие в них парнографических  текстов и пропаганды неприемлемых  для нас сторон буржуазного образа жизни. Будет отдаваться предпочтение прогрессивным исполнителям. Расширится закупка лицензионных  пластинок в братских странах социализма...» (1987 г.)
Вот, наконец-то, мы и добрались до того места, где вполне ясно присутствует идеология.Но считать, что она значительно влияла на всю деятельность фирмы «Мелодия» будет неправильно. Думаю, что значительно больше, чем идеология, на работу «Мелодии» влияли вполне капиталистические товарно-денежные отношения.Хотя открыто это никто не признавал и уж тем более не афишировал.

Послесловие.

По возможности я попытался ответить на все вопросы возникшие на форуме. В какой мере мне это удалось, судите сами.
   
                                              С уважением KWN.




(Сообщение отредактировал kwn 18 июля 2003 20:52)

kwn 18 июля 2003 22:53
E-mail Номер каждой ГП устанавливается в порядке  возрастания, причем для моно- и  стереозаписей  исчисление различно. К началу 1984 года выпущено более 22 тыс наименований  монофонических  пластинок и более 10 тыс стереофонических. Ниже приведены номера первых сторон ГП, выпущенных в начале соответствующего года.
Первые стереозаписи нумеровались в одном ряду с монофоническими, раздельная нумерация началась с номера 101 в 1961 году.

Год         Номера первых сторон
              Моно     Стерео            
1961        9956      101        
1962        10927     235        
1963        12246     473        
1964       13149      793        
1965       14939      911        
1966       16093     1161        
1967       19069     1411    
1968       21253     1629        
1969       24023     1663        
1970       27047     1865        
1971       29491      2417        
1972       31565      3057          
1973       33489      3755
1974       35207      4593
1975      36849        5507
1976      38413        6607
1977      39551        8267
1978      40507        9901
1979      41387       11593
1980      42279       13333
1981      43015       15231
1982      43923       17003
1983      44813       18983
1984      45687       20719

Это более удобочитаемый вариант таблицы для определения года выпуска
ГП в моей статье.




(Сообщение отредактировал kwn 18 июля 2003 23:10)

Natasha 21 июля 2003 9:47
E-mail
По возможности я попытался ответить на все вопросы возникшие на форуме. В какой мере мне это удалось, судите сами.


В очередной раз могу сказать Вам только ОГРОМНОЕ СПАСИБО. Такое количество информации теперь нужно долго и тщательно переваривать. :-)

VikVik 21 июля 2003 10:08
WWW Спасибо огромное за ТАКУЮ(!!!) информацию!

Mikhail 21 июля 2003 11:17
E-mail WWW Многие вопросы о работе Мелодии сняты раз и навсегда.
Если позволите оформлю ваше сообщение как публикацию на сайте. Собранный материал уникален, ваше обощение и выводы демонстрируют академический подход к вопросу.
Уважаемый KWN, чтобы окончательно закрыть оставшиеся  вопросы о работе индустрии грамзаписи в СССР, прошу вас дополнительно дать нам автритетную информацию о:
1. о цветовом различии этикеток по тиражам и копиям черная-синяя-красная...
2. охарактеризовать общий технический уровень оснащения студий звукозаписи в СССР - Neumann... и  тд

А сейчас бегу к любителям винила на http://www.hi-fi.ru/forum/9 и http://www.collectable-records.ru чтобы пригласить их к интересному разговору



Saphir 21 июля 2003 11:19
E-mail Спасибо за подробную информацию!
Хотелось бы только поконкретней узнать источник этой информации, там есть некоторые неточности, котрые сразу же бросаются в глаза.

С 1984 г «МЕЛОДИЯ» отказалась от выпуска гибких грампластинки, которые совершенно потеряли спрос.


Автор, очевидно, имел в виду гибкие пластинки в индивидуальных конвертах с эстрадной музыкой (начинающиеся с индекса Г62). Собственно гибкие пластинки выпускались до 1991 года (входили в состав журналов Кругозор, Колобок, Клуб и художественная самодеятельность). Последний номер, имеющийся у меня в наличии Г92-13084 (это Колобок N12 за 1989 год).

К сожалению, ничего не могу сказать о номерной хронологии гибких  пластинок.


Списки нумерации пластинок (в т.ч. и гибких) есть на сайте Николая Сантора http://santor.hotbox.ru/mel.htm

Индекс выгравировывается и на свободном месте, так называемом зеркале пластинки, с  помощью спец.  инструмента-пантографа.


Гравировался индекс с помощью пантографа только на старых щеллачных пластинках до середины 60-х годов. Потом стал штамповаться. На всех виниловых и гибких пластинках индекс штампованный.

Внизу оборотной стороны стоят: знак авторского права , знак охраняющий полиграфическое оформление конверта, наименование фирмы  и ГОД ПЕРВОГО ВЫПУСКА КОНВЕРТА ( а не год выпуска ГП).
Например: љ С  УМелодияФ, 1980


Здесь верно - против копирайта "Мелодии" стоит год первого издания. А год выпуска нового издания ставился ниже, рядом с выходными данными. Именно его я имел в виду.
Вот для примера полные выходные данные переиздания альбома рок-оперы "Юнона и Авось" (просто под рукой оказался):
(С) "Мелодия", 1982
Всесоюзная студия грамзаписи. 1981
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
љ љ љ љ љ љ1991 љЗак.557. љТираж 11617
љ љ љ љ љ љ 2 Х арт. 11-1. Цена 5 руб.

после тире- номер варианта перезаписи фонограммы ( второй и третий варианты  перезаписи выполняются при повторных тиражах грампластинки).


С этим номером я еще капитально в своей коллекции не разбирался, но у меня насчет истинности такого утвержденя большие сомнения :-)

Mikhail 21 июля 2003 13:48
E-mail WWW В продолжение темы переношу сюда несколько интересных старых постингов. На http://www.collectable-records.ru форум, Юрий Гришин закрыл, ссылку, к сожалению, дать не могу.

Posted by Зигфрид
(80.78.35.16) on April 01, 2003 at 20:57:25:



Ну вы и даете. Я никогда не был склонен к хвастовству, но некоторые ответы приведенные здесь, меня просто убили наповал. Несмотря на то, что мне только 21 год и винилом я занимаюсь постольку-поскольку... правда с глуюочайшего детства :-)))
: Подскажите пожалуйста, что обозначают на этикетке грампластинок фирмы "Мелодия":
: 1. Группа пластинки, например: гр.1,гр.2, или гр.3,
Первая группа - пропаганда, служебные издания, декламации. Вообще, там намного больше, но суть такова - то что никто бы не покупал :-) Для общественно-служебного использования и целевого распостранения или впихивалось "под что-то". Самая мутная группа.
Вторая группа - то, что предоставлялось советскому человеку для культурного развития. В основном классика и народная музыка. Также сказки для детей, номенклатурные концерты и прочая пурга.
Третья группа - эстрада, развлекуха. Встречается чаще всего.
Группы эти были созданы для ценовой политики. Цена пластинок была общегосударственная и зависела только от этого. Цены платинок 1 группы я не знаю вообще, может, они были вообще бесплатными. Они мне просто никогда не попадались - я их так краем глаза видел и на цену внимание не обращал. Соотношение цен дисков 2 группы и 3 группы идет порядка 3:5, но не четко. Так, 78-оборотки любых форматов шли по 30коп 2гр и по 57коп 3гр. 7-дюймовые и-пишки, что на 33, что на 45 оборотов - 45 и 70 коп соответственно, ну и так дальше. Стереопластинки были чуть дороже (допустим, 7-дюймовки стали 55 и 80 копеек соотв.). С 80х в цену пластинки стали включать и цену конверта, до этого они прайсовались отдельно (конверт 5 коп общий, до 15 цветной).
а также выражение 1-90, 3-25 или аналогичное?
Цена в рублях и копейках Союза Советских Социалистических Республик. Для старых пластинок, напечатанных до 1961 года - в старых деньгах. Например 5-70 это 0-57 и т.д.

: 2. Цвет самой этикетки на пластинке?
История долгая. До создания "Мелодии" каждый завод, как нормальная фирма, имел свой дизайн и краски подбирал под него. После создания Мелодии, несмотря на прибл.унификацию дизайна, краски остались. Апрелевский ,как известно, до "Мелодии" большей часть делал диски голубые с черными надписями, но в 1963-64 перешел на розовые и на "Мелодии" они были такими же. Ленинградкий выпускал пластинки серии "Аккорд" с желтым полем и зелеными надписями и рисунками - на Мелодии то же. Рижский как делал пестрые цветастые "Ligo" и "Melodija", так и продолжал их делать, только "Мелодия" была по-русски. Т.е. дизайн сохранили. Про Ташкентский уверенно ничего не скажу.
Так было до начала 70х, потом началась постепенная унификация. Легендарное колорирование (первые 5000 - черные, следующие синие, следующие зеленые, потом еще какие-то, а в конце большая партия красных) имела место, но довольно недолго, менее десятилетия (как эксперимент) и только на Ленинградском заводе! И в легендах есть большущая ошибка - говорится, что худшие были белыми, на самом деле Ленингр.тогда белых не делал вообще! Имело место другое дело: на Апрелевке "сверхпечати" (то есть, печати сверх заказов, естественно, в т.ч. с изношенных матриц) делали только с белой этикеткой, но многие из них звучат еще вполне пристойно, и сверхзаказые, ес-сно, не все - белых ведь большинство. Не уверен, но в Ленинграде и Ташкенте, похоже, было то же самое. Рига сверхзаказных не делала никогда - факт.
80е прошли под знаменем развала всего, и уж этих лет пластинки выпускались под теми этикетками, какие были. Пришла красная бумага - на красной. Пришла белая - на белой. Пришла оберточная - на оберточной. В середине десятилетия попытались страшный чертеж, в который превратилась этикетка, заменить на красивый рисунок. Попыток было, если не ошибаюсь 2 (и, если не ошибаюсь, только в Риге), на них выходили многие наименования, но сверхзаказных среди них, ес-сно, тоже не было.
Экспериментальный завод "Грамзапись" также делал "черные" диски, и они звучат лучше всех. Но завод этот весьма непонятный и сказать что было ТАМ я не могу. Во всяком случае мой "Герой Асфальта" Арии звучит на черной "Грамзаписи" не хуже какого-нить английского Айрон Мэйдена :-)
В общем, могу сказать одно. Берите по возможности диски рижские, а черные и синие из Ленинграда их не хуже.

--------------------------------------------------------------------------------
Re: Внимание! Правильный ответ Sven 11:16:54 04/02/03 (0)
Относительно групп - приблизительно правильно.
Относительно цвета - Рижский завод выпускал пластинки с белыми этикетками (с небольшими исключениями) - и, действительно, допечаток там не было

--------------------------------------------------------------------------------
11.04.2003 10:57   От кого: Сапфир    
Да, это очень похоже на правду (+)  

Имеется в виду соответствие "цвет этикетки - качество пластинки".
Дело в том, что чтобы рабочие строго следили за закладкой цветных этикеток в прессы, это должно быть закреплено в ГОСТе или ТУ. В ГОСТах, как известно, такого закрепления нет. Это могло быть только в технических условиях. А так как ТУ на разных заводах разные, то никакой универсальности быть и не могло. Скорее всего, неудавшийся эксперимент, действительно был поставлен на Ленинградском заводе. А уж слухи быстро распространились по всему Союзу, сделав еще одну легенду.



Saphir 21 июля 2003 16:36
E-mail
с добавлением после номера записи через дробную черту- номер станка, на котором выполнена механическая љзапись на лаковый диск и после тире- номер варианта перезаписи фонограммы ( второй и третий варианты  перезаписи выполняются при повторных тиражах грампластинки).


С номером станка в общем-то все ясно. Вот с номером варианта перезаписи - проблемы.
Вот передо мной две пластинки группы "Секрет" С60-28805 005. Обе Апрелевского завода. Одна выпущена в 1990 году, другая в 1991. Для большей точности полные данные:
(с) ВТПО "ФИРМА МЕЛОДИЯ", 1989
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1988 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Арт. 11-3. Цена 3 руб. 1990 Зак.9. Тираж 22000

(с) ВТПО "ФИРМА МЕЛОДИЯ", 1989
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1988 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Арт. 11-1. Цена 2 руб. 50 коп
1991 љЗак.635. Тираж 4900

Так вот, на зеркале первой (90 г.) стоят цифры (после номера через дробь) љ1-2 љ1-2; на второй (91 г.) љ1-2 љ1-1.

Кроме того, довольно часто эти номера на лице и обороте совсем разные. В тех же пластинках "Юноны и Авось" (91 г.) стоят такие номера:
1 сторона љ3-3
2 сторона љ3-4
3 сторона љ4-3
4 сторона љ1-5

По нему мы можем определить выпускался ли повторный тираж любой ГП


Определить это по приведенным номерам, мягко говоря, затруднительно :-)
Т.е. номер варианта перезаписи должен означать что-то другое.

Yuri 23 июля 2003 0:04
E-mail   Уважаемый KWN!
  Спасибо за Вашу статью о фирме Мелодия. Я заметил некоторое сходство Вашей статьи с работой Козюренко Ю.И.
И даже подумал, что это Вы. Если не секрет, Вы с ним не знакомы?

Vyacheslav 23 июля 2003 14:41
E-mail WWW
Хотелось бы только поконкретней узнать источник этой информации, там есть некоторые неточности, котрые сразу же бросаются в глаза.

Насколько могу судить, эта статья написана по мотивам цикла статей, которые в свое время были опубликованы в каталоге-бюллетене "Мелодия", который выходил с 1979 по 1991 год.  По крайней мере вся эта информация в свое время была там опубликована. Свой постинг, посвященный формированию заказов фирмой "Мелодия", также основывал на этих статьях.

kwn 23 июля 2003 22:25
E-mail прошу вас дополнительно дать нам автритетную информацию о:
1. о цветовом различии этикеток по тиражам и копиям черная-синяя-красная...
2. охарактеризовать общий технический уровень оснащения студий звукозаписи в СССР - Neumann... и тд


Честно говоря, не ожидал, что это вызовет такой интерес. Мне  казалось, что моя статья закроет эту тему. Но не потому, что я снял все вопросы (у меня у самого их осталось довольно много), просто я думал тема «Мелодии» умерла вместе с ее продукцией. Приятно, что в этом я ошибся. И спасибо всем, кто на нее откликнулся.
А теперь к делу.
На первый вопрос отвечу цитатой из журнала «Мелодия» №3-1981: « Этикетки изготавливаются из специальной этикеточной бумаги, которая может выдерживать высокие температуры  и давления при прессовании. Качество диска ни в коей мере не оценивается цветом этикетки. Цвет этикетки зависит от цвета бумаги. На этикетках бумаги светлых тонов печать производиться типографскими красками, а на бумаге темных тонов- металлизированными.»
По поводу второго нашел только это.
«В марте (1980 г) проводилась проверка и сравнение качества ГП,выпускаемых "Мелодией" и фирмами соцстран: "Амига"(ГДР),"Балкантон"(НРБ), "Муза" (ПНР),"Супрафон" (ЧССР).
Оченивалось качество самих пластинок (уровень шума немых канавок, эксцентриситет, коробление), а также художественное оформление  и печать внешнего конверта, качество этикетки.
В работе экспертной комиссии принимали участие представители всех заводов фирмы "Мелодия", специалисты ВСГ,ВНИИТРа и управления фирмы.
Оценка показателей качества ГП показала, что отчественные ГП находятся на уровне ГП социалистических стран. Лучшими из отчественных оказались ГП Московского опытного завода  "Грамзапись", а импортных-фирмы "Супрафон".
По уровню шума немых канавок лучшими из отчечественных являются ГП Апрелевского завода (-57  +58 дб), а импортных ПНР (-58  +59 дб).
Комиссия отметила,  что качество пресования отечественных ГП по сравнению с предыдущей проверкой заметно улучшилось.
По художественному оформлению и качеству печати конвертов и этикеток лучшими оказались ГП Московского опытного завода  "Грамзапись" и Рижского завода ГП.»


Хотелось бы только поконкретней узнать источник этой информации,

Основной источник «Ежеквартальный каталог-бюллетень Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» 1979-1991.

С 1984 г «МЕЛОДИЯ» отказалась от выпуска гибких грампластинки, которые совершенно потеряли спрос.
Автор, очевидно, имел в виду гибкие пластинки в индивидуальных конвертах с эстрадной музыкой (начинающиеся с индекса Г62).


Да, конечно.

Гравировался индекс с помощью пантографа только на старых щеллачных пластинках до середины 60-х годов. Потом стал штамповаться. На всех виниловых и гибких пластинках индекс штампованный.

Пантограф гравировал индекс на зеркале диска, как минимум, до конца 80-х. Только делалось это на лаковом диске, с которого потом делается матрица для производства ГП. Производство ГП с матриц осуществлялось, конечно же, с помощью пресса.

С номером станка в общем-то все ясно. Вот с номером варианта перезаписи - проблемы.
Так вот, на зеркале первой (90 г.) стоят цифры (после номера через дробь) љ1-2 љ1-2; на второй (91 г.) љ1-2 љ1-1.

Кроме того, довольно часто эти номера на лице и обороте совсем разные. В тех же пластинках "Юноны и Авось" (91 г.) стоят такие номера:
1 сторона љ3-3
2 сторона љ3-4
3 сторона љ4-3
4 сторона љ1-5

Определить это по приведенным номерам, мягко говоря, затруднительно :-)
Т.е. номер варианта перезаписи должен означать что-то другое.


Ответ начну с самого последнего. Номер варианта перезаписи означает- «Номер варианта перезаписи». Больше ничего. Здесь сомнений никаких. Источник я указал выше. Не думаю, что он не заслуживает доверия.
Теперь о разных номерах на разных сторонах ГП. Сама статья была написана в 1987 году. Для публикации на форуме я лишь слегка ее подредактировал и дополнил. Эту нестыковку я увидел еще тогда. Внятного обьяснения в то время я не нашел. А поскольку я и сам уже потерял всякий интерес к этому делу, то просто забыл об этом и засунул статью подальше. Отыскав статью несколько дней назад и готовя ее для форума, я снова озадачился этой проблемой. Мне кажется, я нашел 3 возможных варианта обьясняюшие это событие. В своей статье я не стал их упоминать сознательно. Мне хотелось послушать другие версии. Но пока я их не услышал.
Тогда изложу свои.
Вариант №1.
Банальный и тривиальный-брак. Одна из матриц прослужила меньше, чем другая. Проще говоря, снятые с лакового диска никелевые матрицы свою норму- 1000 копий с матрицы не вынесли, поэтому пришлось делать новые. В силу каких причин это произошло, я не буду  распространяться, потому что процесс прессования ГП достаточно сложный и требует точнейшего его соблюдения, поэтому причин брака может быть много. Единственно что я хотел сказать, в процессе прессования матрица сначала нагревается до 150 гр, а затем охлаждается водой. Учитывая, что процесс формования одной ГП формата "гигант" занимает 26 секунд, то можно представить какие знакопеременные нагрузки испытывает она в очень короткий промежуток времени . Вполне вероятно-выдерживают не все.

Вариант№2.
Под условным названием -путаница. Упрощенно опишу его. Повторный тираж ГП  определили, например, в 500 тыс.экз. Для его выполнения требуется 500/140=4 лаковых диска для 1 стороны и столько же для второй. Каждый вновь записанный лаковый диск получает № перезаписи увеличенный на единицу.
Далее на заводе изготавливают 8*7*20=1120  матриц .Они попадают в прессцех, там их раскладываю:1сторона-560 матриц, 2 сторона-560 матриц. При этом совершенно не обязательно, что сначала в каждой стопке будут лежать 140 шт с вторым вариантом перезаписи (первый вариант используется при подготовке первого тиража), затем 140 шт с третьим вариантом и т.д. Вероятность смешания вариантов перезаписи в пределах одной стороны очень велика. Ну кто будет раскладывая 1120 пластинок искать на зеркале мелкие цифры для сравнения? Ведь это совершенно ни от кого не требуется и никакого влияние на процесс изготовления ГП не оказывает. Далее в пресс (может и не в один) заряжается одна матрица из одной стопки, другая-из  другой. Опять же ни от кого не требуется чтобы в один пресс попадали матрицы с одинаковым № перезаписи. Дальше все понятно.

Вариант №3.
Комбинация 2-х первых.

Этот вариант, мне кажется, наиболее вероятным. И, наконец, наличие на зеркале диска № варианта перезаписи большего чем 1 , при любом раскладе, однозначно указывает на дополнительный тираж этого диска.


Спасибо за Вашу статью о фирме Мелодия. Я заметил некоторое сходство Вашей статьи с работой Козюренко Ю.И.
И даже подумал, что это Вы. Если не секрет, Вы с ним не знакомы?


Этого человека я не знаю. И даже фамилия мне не знакома. Возможно, мы используем одни первоисточники.

Saphir 25 июля 2003 12:24
E-mail
Пантограф гравировал индекс на зеркале диска, как минимум, до конца 80-х. Только делалось это на лаковом диске, с которого потом делается матрица для производства ГП. Производство ГП с матриц осуществлялось, конечно же, с помощью пресса.


Да, тут я оказался не совсем прав: на лаковом диске надпись, конечно же, гравировалась. До начала 60-х гравировка делалась более грубым режущим инструментом и љнередко без пантографа.

Ответ начну с самого последнего. Номер варианта перезаписи означает- «Номер варианта перезаписи». Больше ничего. Здесь сомнений никаких. Источник я љуказал выше. Не думаю, что он не заслуживает доверия.


Источник - именно Юрий Иванович Козюренко. Это его статья, печатавшаяся в разных изданиях. У меня тоже нет оснований не доверять ему, тем более, что рецензентом у него был А.И.Аршинов из Всесоюзной студии грамзаписи. Но! Сам Козюренко не уточняет, что это именно перезапись с магнитной ленты на лаковый диск (приходится догадываться самому). И уж тем более, он не утверждает, что сама цифра "номера варианта перезаписи" соответствует номеру повторного тиража.
Ваши варианты вполне объясняют небольшие расхождения в номерах (хотя мне встретилось и большее расхождение: на пластинке Д-10835/6 "Поет Робертино Лоретти" Бакинского завода номера такие 1-5 и 1-11). Но разговор-то начинался про возможность определить где основной тираж, а где дополнительный. В Вашей версии получается, что при основном тираже в 500 тыс. печать идет с четырех дисков с номерами 1, 2, 3, 4. При повторном тираже в 500 тыс. печать идет с четырех дисков 5, 6, 7, 8. А при маленьких тиражах (меньше 50 тыс.) печать основных и дополнительных может идти с одного диска под номером 1. Т.е. все равно, определить где дополнительный тираж (и какой именно по счету) - затруднительно.

kwn 26 июля 2003 23:48
E-mail До начала 60-х гравировка делалась более грубым режущим инструментом и љнередко без пантографа.

В своей статье в самом начале я написал, что использую данные 80-х годов.

Источник - именно Юрий Иванович Козюренко. Это его статья, печатавшаяся в разных изданиях.

Я просмотрел все журналы «Мелодия» , которые использовались мной для статьи и, действительно, в №3-1984 была статья «О чем может рассказать этикетка». Автор, которой, Ю.Козюренко. Я использовал эту статью, когда писал главу «Что бы это значило» и только. Но это лишь одна из статей, используемая мной, при написании этой главы. Больше ни одна из статей, подписанная этим автором мною не использовалась. Поэтому утверждать, что «источник- именно Юрий Иванович Козюренко» будет сильным преувеличением. Достаточно их просто сравнить. При этом я нисколько не лукавил, когда говорил, что не знаю этого человека и не слышал эту фамилию. Повторюсь, статья была почти готова в 1987 году. Для форума я лишь слегка ее подправил .

И уж тем более, он не утверждает, что сама цифра "номера варианта перезаписи" соответствует номеру повторного тиража.

Я это тоже нигде не утверждал. Цитирую: «…после тире- номер варианта перезаписи фонограммы ( второй и третий варианты перезаписи выполняются при повторных тиражах грампластинки)».  Мы говорим о разных вещах.

Но разговор-то начинался про возможность определить где основной тираж, а где дополнительный. В Вашей версии получается, что при основном тираже в 500 тыс. печать идет с четырех дисков с номерами 1, 2, 3, 4. При повторном тираже в 500 тыс. печать идет с четырех дисков 5, 6, 7, 8. А при маленьких тиражах (меньше 50 тыс.) печать основных и дополнительных может идти с одного диска под номером 1. Т.е. все равно, определить где дополнительный тираж (и какой именно по счету) - затруднительно.

Вы невнимательны. Я нигде не пишу про «основной тираж». Я просто не знаю-что это.
Цитирую сам себя:1. «Были ли дополнительные тиражи или это были части одного тиража? Это вопрос пока открытый. Хотя его можно и закрыть при помощи самого диска. К счастью, маркировка принятая на «Мелодии» позволяет это сделать.»
2.«Это очень важный момент. По нему мы можем определить выпускался ли повторный тираж любой ГП.»
Хотя возможно, что я плохо обьяснил. Попробую еще раз . Я обьясняю методику , поэтому цифры все примерные.
Итак. В студии сделана новая магнитозапись . Худсовет прослушав ее (магнитозапись) дает «добро» на выпуск ГП. Магнитозапись переноситься на лаковый диск и он получает индекс,например, -xxxxx/x-1. Тиражная комиссия определяет ПЕРВЫЙ ТИРАЖ, например,-10 тыс. экз. Первые тиражи всегда были очень небольшими. С одного лакового диска можно напечатать максимум-140 тыс. ГП. Тираж печатают. Далее после ухода его в торговлю,  «Мелодия» получает заявки на ПОВТОРНЫЙ ТИРАЖ этого же диска. Скажем -500 тыс. экз.
140 000-10 000=130 000-остаток тиража, который можно напечатать с матриц 1 лакового диска.
500 000-130 000=370 000-для этого тиража необходима новые лаковые диски.
370 000/ 140 000=3-это кол-во новых лаковых дисков, необходимых для полного тиража.
С магнитозаписи делается второй лаковый диск. Он получает индекс- xxxxx/x-2. Затем:третий- xxxxx/x-3 и четвертый- xxxxx/x-4. Этого хватит для необходимого тиража.
Поэтому я и утверждаю: «Наличие на зеркале диска № варианта перезаписи большего чем 1 , однозначно указывает на дополнительный (или повторный) тираж этого диска.»
Если от торговли поступят заявки, скажем, на 100 тыс. экз, то вполне возможно отпечатать повторный тираж с матриц первого лакового диска (хотя и тут есть определенные сложности). Но напомню, разговор этот возник при обсуждении диска «По волне моей памяти», а расчет его повторного тиража шел на миллионы, а не на тысячи. Поэтому этот вариант здесь не участвует.
А обещание определить каким по счету был дополнительный тираж -я первый раз слышу от Вас.


skawina 27 июля 2003 16:02
Существует ли полный каталог продукции фирмы "Мелодия" и где его можно найти?

Saphir 28 июля 2003 10:57
E-mail
действительно, в №3-1984 была статья «О чем может рассказать љэтикетка».


Когда я говорил про источник, я имел в виду эту часть Вашей статьи. Я догадывался, что именно Козюренко написал и в журнале "Мелодия". У меня есть две его статьи: брошюра "Покупателю о проигрывателях и грампластинках" 1985 г. (там как раз одна из глав так и называется "О чем может рассказать этикетка" - это , похоже, один в один статья из "Мелодии". Про структуру "Мелодии" у него написано тоже очень похоже) и статья в журнале "Наука и жизнь" N3 1984 г. "Пластинка сходит с матрицы" (совместно с дир. МОЗГа А.Мазиным). Там процесс производства пластинки описывается более подробно, чем в брошюре.

Но напомню, разговор этот возник при обсуждении диска «По волне моей памяти»,


Ну, не совсем так. Разговор Наташа начала "в общем" и привела два примера - "Самоцветов" и "ПВМП".

А обещание определить каким по счету был дополнительный тираж -я первый раз слышу от Вас.


Ну, я и не требовал от Вас этого. Это, скорее, мое пожелание. Вопрос, на который мне бы хотелось получить ответ.

Говоря двумя словами: ситуация проясняется. Правда, есть еще один вопрос. Известно, что Всесоюзная студия грамзаписи выпускала пластинки самой первой и иногда значительно раньше заводов грамзаписи. Так вот, были ли они частью первого тиража или составляли отдельный тираж? Ведь в студии было несколько станков (как минимум четыре, но, я полагаю, шесть). љТак вот, могли ли первый лаковый диск записать на разных станках, например, с номерами 1-1 и 2-1?
И еще интересный вопрос. В студии звукозаписи наверняка создавалось несколько вариантов записи на магнитную пленку. Мог ли другой вариант попасть на лаковый диск при перезаписи? Или это было исключено (напр. все варианты кроме основного размагничивались).

Переход к теме
<< Назад Вперед >>
Несколько страниц [ 1 2 # ]