Популярная советская песня

Регистрация | Забытый пароль | Участники форума [353] | Справка | | Все участники

» Добро пожаловать, Гость: Войти

     ФОРУМ
     Музыка для взрослых
         Союз композиторов СССР


    Одна страница
Модераторы: Mikhail
  Для печати Переход к теме
Вперед >>
Mikhail 5 июня 2003 15:10
E-mail WWW ДОКЛАД А.Н.ПАХМУТОВОЙ НА ПЛЕНУМЕ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ СССР, ПОСВЯЩЁННОМ СОВЕТСКОЙ ПЕСНЕ Киев, февраль 1975 г.

Роман Синельников ведущий сайта Александры Пахмутовой прислал ссылку.

(Сообщение отредактировал Mikhail 6 июня 2003 9:59)

Natasha 5 июня 2003 15:13
E-mail А искать-то где? Почитать интересно.

Natasha 5 июня 2003 15:58
E-mail Прочитала. Офигеть! Но ее нужно бы распечатать и в спокойной обстановке, к примеру: на ночь, почитать внимательнее.

Mikhail 5 июня 2003 16:06
E-mail WWW
на ночь
доклад на Пленуме читать :-)

Natasha 5 июня 2003 16:27
E-mail Хорошо! Сейчас мы устроим литературные чтения на весь интернет, а потом приступим к обсуждению доклада. И все это "под бурные продолжительные аплодисменты".

Mikhail 5 июня 2003 16:48
E-mail WWW Тезисы к докладу
Наша советская песня – явление удивительное, единственное в мире. Наша советская песня – это дитя революции, и революционный огонь, сообщивший ей небывалый темперамент, слился в ней с мягкими, чистыми, ласковыми интонациями народной песни.
читай "совковая попса и есть истинный советский рок"
, как свидетельствует практика, сами песни зачастую гораздо интереснее, чем разговоры о них.
А это нашему "информационному" проекту намек от Содружества Ностальгия :)
песенные удачи пятидесятых-шестидесятых годов, т.е. произведения, созданные после 1-го пленума, уже имеют и будут иметь непреходящую ценность.
"Музыка для взрослых" вечна, лично мне это утешительно.
почта композиторов-песенников, в которой, пожалуй, самое большое место занимает просьба: «Напишите песни и о нас».
Сегодня, наверное, это просьба "дай скачать" :)
Уже появились сочинения, посвященные главной молодежной стройке наших дней – Байкало-Амурской магистрали
Ну как на Пленуме про БАМ не вспомнить, читаем дальше..
для нас по-прежнему во многом остается образцом искусство композиторов прибалтийских республик, которые, кстати, с не меньшим мастерством владеют техникой оркестровки для эстрадных составов – от крупных до самых миниатюрных
и для моих любимых прибалтов доброе слово нашлось
Песни о любви. Их, кажется, больше всего. И это замечательно, это тоже по-своему доказывает молодость нашей песни, ее эмоциональную отзывчивость. Если бы я захотела назвать всех авторов, у которых есть песни о любви, мне пришлось бы просто прочитать список членов СК, пишущих вообще песни.
Был, был секс в СССР!... Но, продолжаем читать.
Отсюда и огрехи эстетического порядка: бедность мелодической мысли и гармонического письма, стереотип фактуры и формы, провинциальность звучания в целом. Следует иметь в виду, что на поприще лирической песенности подвизается огромная армия руководителей эстрадных ансамблей, просто оркестровых музыкантов или редакторов – в своем основном деле, может быть, прекрасных специалистов, но весьма негодных композиторов.
Каждый для себя понимает сам, список в докладе не приведен.
столь профессионально оснащенный композитор, как Д.Тухманов, должен сам ориентировать себя не на «Последнюю электричку» или «Глаза напротив», а на лучшие свои опусы, сочинения типа «Как прекрасен этот мир». Порой проскальзывали уступки невзыскательному вкусу даже у такого талантливейшего мастера нашей песни, как А.Бабаджанян и пресса справедливо указывала на это.
Кто только не боролся с совковой посой, кого только в этом грехе не обвиняли!
роль Союза композиторов, как организации творческой, состоит и в том, чтобы попытаться вскрыть наиболее ясные (во всяком случае на данный период времени) недостатки не только в жанре песенной лирики, но и во всем нашем песенном хозяйстве.
А дело принимает серьезный оборот, углубляемся в текст...
Как часто молодой певец, почувствовав легкий успех, благосклонность публики, кочуя в бесконечных гастрольных поездках, утрачивал чувство ответственности, терял контроль над собой, над своим репертуаром. Как быстро снашивались вначале казавшиеся такими интересными природные данные, как быстро становились штампами удачно найденные в начале карьеры свежие актерские интонации! Вспомните, как начинал Анатолий Королев, прошедший хорошую школу и ставшим ведущим певцом в ансамбле Броневицкого… До сих пор в памяти прекрасные песни, с которых он начинал – «Плакат» А.Флярковского и Р.Рождественского, «Зависть» А.Колкера и К.Рыжова. Это начало и было его вершиной. Иногда промелькнет в афишах его имя, да где-нибудь в концерте прозвучит «шикарный» шлягер, типа «Третий не лишний» – абсолютно безграмотное произведение… в исполнении А.Королева! А где некоторые другие, мелькнувшие вдруг робкой надеждой на невысоком эстрадном небосклоне?
... Где, где , чемоданы собрали и умотали! А «Третий не лишний» надо бы найти и скачать.
Кстати, именно там, в Минске впервые по-настоящему обрели права гражданства Вокально-инструментальные ансамбли. И опять же это сделал комсомол. Он так и назвал свой конкурс: Конкурс молодых исполнителей и вокально-инструментальных ансамблей. До этого же было довольно странное положение: с одной стороны у нас вроде бы такие ансамбли есть, с другой стороны – нет. Если надо ехать зарабатывать для прогорающих филармоний деньги на стадионах и во Дворцах спорта, – вокально-инструментальные ансамбли у нас есть. Если же пишется статья о песне на эстраде или готовится новая передача на телевидении – вроде бы таких ансамблей в природе не существует…
На этом форуме ВИА - офтопик, я помолчу.
Так вот, Минский комсомольский конкурс дал, возможно, не совсем полную, но зато достаточно ясную картину состояния Вокально-инструментальных ансамблей в стране в то время. Сейчас их у нас достаточно много, и профессиональных, и самодеятельных. Увлечение молодежи ими можно объяснить и понять, потому что в этом новом явлении, начало которому положили музыканты английского ансамбля «Битлз», есть несомненно привлекательные и заслуживающие внимания черты. Прежде всего – это спортивность образа, оптимизм, молодость, яркость. Лучшие образцы этого направления интонационно связаны с народной песней, в их гармоническом языке явственно ощущается преобладание плагальных оборотов. И, наконец, ошеломляющий инструментарий: электрогитары и значительно более разнообразная, по сравнению с джазом, палитра ритмов. Неудивительно, что молодежь со всем пылом ринулась в эту новую свежую струю. И тут оказалось, что недостаточно иметь блестящие красные гитары, красивые костюмы и модные прически. Надо еще хорошо играть, одновременно чисто и слаженно петь в ансамбле, т.е. быть в самой тесной дружбе о хорошим сольфеджио. Все это оказалось не таким простым делом, да и образцов для подражания не было. Ансамбли, которые стали приезжать в нашу страну были уже третьей, а то и десятой копией оригинала.
я молчу
У нас есть ансамбли иного характера, которые уже не один десяток лет талантливо пропагандируют советскую песню. И несмотря на самые различные влияния, на самые мощные веяния, эти коллективы сохранили свое лицо, свою репертуарную линию, и к тому же сохранили популярность и любовь слушателей. Это замечательный ленинградский ансамбль «Дружба» с Эдитой Пьехой – глубокой, своеобразной, элегантной артисткой, это наши широко популярные ансамбли «Орэро», «Тая». Их национальное своеобразие, их трепетное и заинтересованное отношение к песне – дает уверенность в том, что эти коллективы и дальше будут совершенствовать свое мастерство и с такой же любовью пропагандировать советскую песню
Eeecc!
Если говорить отдельно о Радиовещании (без Телевидения), то, мне кажется, здесь дело обстоит вполне благополучно. Наряду с такой великолепной передачей, как «Встреча с песней», песни звучат в концертах по заявкам, в «Рабочем полдне», в передачах «До-ре-ми», в «Полевой почте» и других выпусках радиостанции «Юность», в передаче «С добрым утром»...
Мы не можем жаловаться на отсутствие внимания нашего телевидения к песне. Песни звучат и в «Музыкальном киоске», и в «Утренней почте». По-хорошему щедры к песне праздничные «Голубые огоньки», передачи, которые в течение уже многих лет так популярны и любимы в народе. «Артлото», «Наполовину всерьез», – в этих передачах тоже звучат песни.
... и  все. И ведь это тогда было достаточно для благополучия уважаемых членов СК!
Мы, композиторы, давно уже мечтаем о создании на телевидении фонотеки лучших советских песен, заснятых на пленку. На радио есть такой золотой фонд, определенная работа в этом направлении ведется и на телевидении. И все-таки очень хочется, чтобы вся наша песенная классика была ярко, образно заснята на пленку.
с такими запросами теперь только на форум Ностальгии :)
Я уверена, что в недалеком будущем музыкальные передачи Центрального телевидения и Всесоюзного радио поднимутся на новую, более высокую ступень. Я надеюсь на это потому, что в последние годы в этом направлении сделано уже достаточно много, а это свидетельствует о том, что руководство Государственного Комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию сознает свою ответственность за воспитание эстетического вкуса нашего народа, особенно его молодого поколения.
... ведь для популяризации, для запоминаемости песни, для эмоционального воздействия на слушателя у кино есть такой мощный стимул, как зрительный ряд.
Вот так и накликал СК на свою голову MTV.
Большую работу по пропаганде песни ведет Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия». Помимо общей, так сказать, валовой продукции, отметим специализированные выпуски пластинок. Очень радостно, что все крупнейшие события в жизни нашего народа Фирма «Мелодия» отмечает выпусками специальных пластинок, а то и целых альбомов. Выпускаются пластинки для воинов Советской Армии, для комсомольско-молодежной аудитории, авторские пластинки композиторов и поэтов. К сожалению, несмотря на объемную работу Всесоюзной фирмы грамзаписи, пластинок еще не хватает, особенно на местах, особенно в удаленных от центра районах, на больших стройках, то есть там, где особенно нужна действенная яркая и квалифицированная музыкальная пропаганда. Порой коммерческая сторона вопроса побуждает фирму выпускать пластинки с далеко не лучшей музыкальной продукцией. Плохи дела с художественным оформлением пластинок. Те яркие, фирменные конверты, которые делает сама «Мелодия», имеют слишком малые тиражи. Основная же продукция, основной тираж наших пластинок по–прежнему выпускается в однотипных, серых конвертах из плохой бумаги. А ведь пластинку, как и человека, встречают «по одежке», особенно молодые ребята, не обладающие достаточным музыкальным вкусом. И все-таки мы благодарим фирму «Мелодия» – за внимание к песенному искусству и, в подавляющем большинстве, за хороший уровень музыкальных записей.
Привел без сокращений, все оценки  работы "Мелодии" актальны для нас и сегодня.
О звукозаписи следует сказать особо. Наступило время, когда за воплощение музыкального произведения несут ответственность не только автор и исполнитель, но и звукорежиссер, роль которого в наши дни трудно переоценить.
... Техника записи бурно развивается. Уже стали привычными записи на широкой ленте, на четырех дорожках. Делаются записи по шестнадцатидорожечной системе. Сегодня нас беспокоит средний уровень записей. Они, к сожалению, качественно отличаются от блестящих работ ведущих звукорежиссеров. В этой связи крайне актуальной представляется нам проблема молодых кадров звукорежиссуры... в этой профессии, как ни в какой другой, сфокусированы некоторые насущные проблемы сегодняшнего дня. Ибо звукорежиссер – это тот человек, в котором творческое начало, музыкальная одаренность должны органически сосуществовать с огромным комплексом точных технических знаний.
Пользуясь случаем в очередной раз призываю - не надо "чистить" старые записи. Пусть звучат так как тогда звучали!
Что же касается среднего уровня, некоего эстрадного «вала», то здесь положение с пропагандой песни явно неблагополучно. Нередко певцы выбирают сочинение, где маловыразительные слова и полупрофессиональная музыка.
Страшно становится, когда начинаешь читать рецензии областных газет на эстрадные концерты. Выступление ансамбля такого-то «не отвечает даже не очень взыскательным требованиям широкой публики, не говоря уже о более высоких требованиях знатоков эстрадного искусства». «Солист забывал о пении, ему лишь бы перекричать так называемое "музыкальное сопровождение"». «Все еще кочуют по ансамблям низкопробные песенки, вроде "Голубое с белым"»…
Чаще всего рецензии заканчиваются словами: «У ансамбля такого-то свой собственный композитор – гитарист ансамбля». Позволительно спросить, кто слушает, прежде чем выпустить на эстраду, сочинения этих гитаристов? Есть ли хоть один член Союза композиторов или Союза писателей, кому предварительно, перед выходом на многолюдную аудиторию показали бы партитуру и текст очередного «Голубого с белым»? Мы много заседаем, обсуждаем (а порой, и осуждаем!) каждую интонацию, каждую поэтическую строку в сочинениях профессионалов, а подобные опусы практически бесконтрольны
Что-то я не понял, советским композиторам заняться больше нечем было?
А.Флярковский в проблемной, очень серьезной статье «А мелодию надо спеть» в «Литературной газете» совершенно справедливо пишет: «Спору нет, мы, композиторы-профессионалы в долгу перед «легким» жанром. Того, что уже написано и пишется, слишком мало. Однако этим нельзя ни мотивировать, ни оправдывать систему столь широкого поощрения непрофессиональных коллективов и их «бардов», которые уже диктуют слушателям свои, часто совершенно неприемлемые «условия». Настораживает тот факт, что любительское музицирование слишком часто превращается в профессию, необъяснимо легко и быстро добытую любителями дешевого успеха и хорошего заработка. Замыкается круг: дилетант становится профессионалом, у которого должен учиться следующий дилетант».
Нет, судя по тону высказываний это эстрадники с самодеятельными авторами были в серьезном "долгу" перед СК.
Дело дошло до вовлечения малолетних в вокально-инструментальный бум. Когда семи-восьмилетние девочки сидят за огромными ударными битовыми установками, лихо отбивая ритм, у них отбивается и охота к занятиям серьезной музыкой. И больше всего пугает здесь реклама – ансамбли малолетних демонстрируются по телевидению, о них пишут молодежные газеты значительно больше, чем об учениках музыкальных школ, обучающихся игре на скрипке или фортепиано.
Апогеем вокально-инструментального бума на эстраде стал случай, о котором со свойственным ему сарказмом поведал на страницах «Комсомольской правды» Н.Богословский. Некий ансамбль из Калуги выступал в других городах под чужим именем, используя добрую славу и неизвестно какими путями добытую рекламу Московского ансамбля «Поющие сердца».
Неблагополучие с репертуаром, явный непрофессионализм и, наконец, прямое мошенничество на эстраде по-прежнему, видимо, мало волнует наши концертные организации. И, вероятно, настало время Министерству культуры вмешаться в их дела со всей серьезностью и принципиальностью, ибо речь уже идет не просто об уступках вкусу, но об антихудожественном вирусе
Это действительно  доклад 1975 года?
Если говорить о положении песни на страницах общей прессы в целом, то придется признать, что мы еще не достигли здесь подлинно профессиональной постановки дела. Это сказывается в нескольких аспектах. Прежде всего, актуальные выступления печати обычно появляются как бы спонтанно, совершенно изолированно от общего контекста обсуждения данного вопроса. Только что в передовой статье первого номера журнал «Советская музыка» писал: «Правомерно ли, что в крупнейших газетах и журналах нет специалистов-консультантов по музыке? В результате, нередко после многолетнего обсуждения музыкальной общественностью какой-либо творческой проблемы, тот или иной орган массовой печати вдруг публикует заметку на сходную тему, в которой не только не учтен опыт такого обсуждения, но даже содержится упрек специалистам, будто бы сидящим за каменной стеной и знать ничего не желающим об этой самой проблеме».
Дело тут не только в неуважении к специалистам: любой, даже очень хороший, но как бы «танцующий от печки» автор объективно осложняет свое же положение, ибо в силу собственной неосведомленности вынужден начать с нуля. Таким путём в лучшем случае можно набрать новую порцию хлёстких цитат из песенных текстов, но нельзя повысить уровень дискуссии, и она будет бесконечно вращаться по кругу.
Все сказанное, как координатор проекта, принимаю на свой счет. И прошу модераторов  активнее выделять новые интереные темы из длинных дискуссий. Ведь так всем легче ориентироваться и включаться в разговор.
В журнале «Музыкальная жизнь» № 22 за прошлый год, в статье «Популярность обязывает» Е.Эпштейн пишет на очень модную тему об электроансамблях, но знакомую читателям, конечно, значительно больше, чем Эпштейну. Он пишет, например, о тесной творческой дружбе «Самоцветов» с композиторами Пахмутовой и О.Фельцманом. Ни одной песни Пахмутовой в репертуаре нет, зато Фрадкин, композитор, только благодаря песням которого и вышел на широкую творческую дорогу этот коллектив, вообще не упомянут в статье Эпштейна.
А Бурлака, оказывается, не был первым на поприще искажения истории советской песни :)

Ну в заключение доклада идет краткий пересказ всего вышесказанного для только что проснувшихся и торжественно гремят заключительные слова.
мы должны постоянно и неуклонно стремиться к тому, чтобы наши песни, вся наша творческая продукция была на уровне беззаветного труда наших рабочих и колхозников, на уровне крупнейших научных открытий, на уровне героических полетов в космос, чтобы достойно выполнить грандиозные задачи, поставленные перед нами великой партией коммунистов.


Спасибо, Александра Николаевна.

А теперь приглашаю товарищей высказаться по теме и поднятым актуальным вопросам

(Сообщение отредактировал Mikhail 5 июня 2003 18:56)

Natasha 5 июня 2003 16:58
E-mail Не забудь прочитать про "голубое с белым"! Откровенный наезд на "Поющие сердца". А еще про то, что песня "Золушка" - это шедевр!

Natasha 6 июня 2003 9:50
E-mail
Некий ансамбль из Калуги выступал в других городах под чужим именем, используя добрую славу и неизвестно какими путями добытую рекламу Московского ансамбля «Поющие сердца».
Это действительно  доклад 1975 года?


Конечно же это 1975 год! А Виктор Яковлевич супер!!! Уважаю!

Mikhail 6 июня 2003 10:02
E-mail WWW и еще Роман написал
==================================================
В процессе распознавания текста FineReader порадовал следующими шедеврами:

"Ансамбли малолетних демонстрируются по телевидению, о них пишут
молодежные газеты значительно больше, чем об учениках музыкальных шкод"
(в оригинале - "школ");

"Вместе с комсомольскими организациями на местах авторы передачи
добились известных успехов, разливая..." (в оригинале - "развивая");

"Такое замалчивание, пренебрежение к одной из важнейших отраслей
современной поэзии - явно не на пользу деду" (в оригинале - "делу");

"Так родились "Песняры" с их неповторимой мадерой" (в оригинале -
"манерой").

"...на концертах, которые проходили при переполненных задах..." (в
оригинале - залах);

"Но главной своей задачей, постоянной заботой своей Сова композиторов
считает..." (в оригинале - Союз композиторов)
;-)))


Natasha 6 июня 2003 10:09
E-mail
добились известных успехов, разливая...


Это по-нашему!

"Песняры" с их неповторимой мадерой


Мадера, конечно, не беларусский напиток, но Песняры - орлы!


schel 16 июня 2003 12:19
E-mail Огромное спасибо, Михаил, за ценную и поучительную информацию.
Она очень мне помогла в текущей литературной работе. Читал запоем - как роман:-))

Andrey 16 июня 2003 19:24
А что ? Хороший доклад.Актуален в некотором роде и по сей день.

VV 29 июля 2003 10:17
E-mail "Песняры" с их неповторимой мадерой

Была еще даже такая шутка: "Локально-бокальный ансамбль "Мицняры"
(по-украински "белое крепкое" - "биле мицне")

Переход к теме
Вперед >>
Одна страница