Популярная советская песня

Регистрация | Забытый пароль | Участники форума [785] | Справка |

» Добро пожаловать, Гость: Войти

     ФОРУМ
     Эстрада 70-80х
         О чем поют разноцветные гитары


    Одна страница
Модераторы: Natasha
  Для печати Переход к теме
<< Назад Вперед >>
Natasha 11 нояб. 2003 16:21
E-mail Я постараюсь постепенно перепечатать одну очень занимательную статью, опубликованную в "Собеседнике" 30 сентября 1984 года. Автор Владимир Гарин. Интересно потом будет обсудить.


Natasha 11 нояб. 2003 16:32
E-mail Как время-то бежит... Еще недавно приходил я на концерты и слушал преисполненные могучего смысла строчки: "Наши руки не для скуки, для любви сердца". Или романтические вздохи типа: "А любовь рядом была, следом шла, цветы собирала". Кумиры танцплощадочных ансамблей пели: "Танцуют мальчики, танцуют девочки, истерлись клавиши моей души..." И честно признаюсь, я не удивлялся, когда упрекали авторов этой продукции в безвкусице...

Но прошли годы, и поверилось, что подобные песенные "вирши" стали анахронизмом, что авторы и исполнители вокально-инструментальных ансамблей поняли цену настоящей песенной поэзии. Нередки стали случаи, когда основой их репертуара становились строки Семена Кирсанова и Николая Заболоцкого, Юрия Левитанского и Алексея Межирова, Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского, Андрея Вознесенкского и Андрея Дементьева. Ансамбли стали активнее обращаться к темам гражданским, социальным, политическим.

Хватало и песен бытовых, лирических, шуточных. Вместе с ансамблем "Лейся, песня" мы смеялись над незадачливым любителем аэробики, которому модное увлечение заменило все на свете. "галактика" и "Земляне" стремились увлечь нас автородео и спидвеем, укрепить мускулатуру в "Боксе", приглашали совершить "Полет на дельтоплане". А почему, собственно говоря, и нет? В конце концов, эстрада по своей природе синтетична и вполне может заставить и задуматься, и развеселиться. Но вряд ли это должно происходить по удивляющей, мягко говоря, схеме, которую предлагает ансамбль "Надежда":
Мы смеемся, веселимся,
До утра порой резвимся,
И с больною головой -
На работу и домой.
Книг мы множество читаем.
Почитаем - засыпаем.
Вот вся сущность бытия.

Не хотелось бы общаться с подобными современниками, портрет которых так вдохновенно написал автор текста Я.Гальперин. Неудивительно, что такие герои без особой убежденности поют о неназванном "далеком крае". Что они там делают - тоже трудно представить. Я говорю о песне "Начало пути", которую слышал в исполнении нескольких ВИА. Как ни в слушивался я в текст, ничего, кроме многократно использованных, стертых общих фраз типа "ветра больших дорог", "света дивных звезд" и "звонкой юности", не нашел. О поэтической технике, о рифмах типа "мечта - года" и "пути - найти" я уж и не говорю. Добавлю лишь, что автором снова выступил Я.Гальперин.

Эстафетную палочку поиска мечты, выпадающую из рук Гальперина, подхватывают Л.Фадеев и ансамбль <Самоцветы>. В последнее время этот коллектив создал немало интересных произведений: антивоенный плакат «Стоп, мистер Рейган», композицию «Деньги», остро высмеивающую современное мещанство, философскую работу «Зеркало и шут». Поэтому не может не огорчать соседство с ними пустопорожней песенки «Поверь в мечту» со столь оригинальным припевом:
Поверь в мечту, поверь в мечту,
Поверь в мечту скорей.
Поверь в мечту, поверь в мечту,
Как в доброту людей.
Поверь к мечту, как в красоту,
Поверь когда-нибудь.
Поверь в мечту, поверь в мечту,
Поверь в мечту – и в путь.

Столь многократное повторение одних и тех же слов дает право усомниться
в профессиональных возможностях автора текста. Кстати, есть и другие
любопытные строчки в этой песне:
Пройдем любви закат
И встретим с ней рассвет.
Поймем: пути назад
У жизни просто нет!

Ну как не порадоваться вместе с Л. Фадеевым столь глубоким философским
открытиям! Может, в лирических песнях мысли и чувства выражаются более
искусно?
Зной станет виной,
Что врозь мы с тобой.
Все свалишь на зной.
Довод такой может сразить наповал, -

поет опять-таки солист «Самоцветов» в их последней долгоиграющей пластинке «Прогноз погоды». Часто увидишь в программах телевидения ансамбль «Синяя птица», у коллектива уже вышло несколько больших пластинок. Помнится, предыдущая – «Моя любовь жива», с лирическими откровениями типа «Я тебя не прощу ни за что, никогда. Не прощу, и забудь обо мне навсегда» многократно критиковалась в печати. И вот в руках у меня последний гигант «Синей птицы» - «Во Дворце спорта в Лужниках». Нарядное цветное оформление, ультрамодные костюмы музыкантов. Можно было бы предположить, что и песни будут современные, по-настоящему молодежные. Поставим пластинку на проигрыватель и услышим такие «Цветные звуки»:
Цвета меняют ночь и день,
И есть, наверно, цвет тревоги.
И у любви есть цвет и тень,
Свое тепло, свои ожоги.

А теперь перенесемся на концерт популярного белорусского ансамбля «Верасы». Большая часть его репертуара уже давно отдана любви. Любовный жар достигает высшей температуры в «боевике» «Верасов» - «Дискотека»: «Две колонки в двести ватт о любви моей кричат». Слово «любовь» всуе повторяется в каждой из этих песен раз по пятнадцать.

...Я вертелся в «Круговороте», меня манил «любви волшебный свет», мне
«кружили голову танцы», «заносило за счастьем в Юрмалу», я пытался найти
«дальний край, где бескрайний небосвод», устремлялся «вдаль за синей птицей» и просил любимую подарить «скорпиончиков, похожих на нее». Современные песни многих ВИА щедро дарили мне романтические грезы, и сквозь их блистающий на солнце разноцветный туман не видна была настоящая жизнь. Она проходит где-то рядом, со своими реальными проблемами и открытиями.



(Сообщение отредактировал Natasha 11 нояб. 2003 17:12)

Mikhail 11 нояб. 2003 17:47
E-mail WWW Никогда не задумывался как слова модной эстрадной песенки по-дурацки читаются напечатаными на бумаге :)

А может и не стоит алгеброй раскладывать гармонию шлягера-однодневки. С другими словами, может быть и хит не получился бы, не запомнился бы ?


George 11 нояб. 2003 17:55
E-mail Статейка с ошибками. "Поверь в мечту" пели "Земляне", а не "Самоцветы".

Natasha 12 нояб. 2003 9:24
E-mail
"Поверь в мечту" пели "Земляне", а не "Самоцветы".

Георгий, никакой ошибки нет. "Поверь в мечту" пели "Самоцветы", но, как всегда, нигде не записали. У "Самоцветов" было очень много песен, которые они отдали другим исполнителям. А те, с свою очередь, записали их их везде, где только можно. И, как следствие, теперь часто приходится слышать, что "Самоцветы" пели чужие песни. :-(

VV 12 нояб. 2003 9:52
E-mail
А может и не стоит алгеброй раскладывать гармонию шлягера-однодневки


Да и не только однодневки. Ну что это, в конце концов -

Под сосною, под зеленою
Спать положите вы меня.

Калинка-малинка...

К чему это, о чем это?
А вишь ты - в веках живет.

Mikhail 12 нояб. 2003 10:09
E-mail WWW
Да и не только однодневки
:-)
Я догадываюсь, что автор, после того как получил гонорар за статью в комсомольской прессе, отпавился со своими друзьями -единомышленниками в ближайшую кафешку выпить по безалкогольноми коктелю,и еще раз осмыслить антивоенный плакат "Стоп мистер Рейген". А заодно и понаблюдать за рефлексами отморозков бездумно дергающихся под сентенции типа
Поверь в мечту, поверь в мечту, Поверь в мечту скорей. Поверь в мечту, поверь в мечту, Как в доброту юдей. Поверь к мечту, как в красоту, Поверь когда-нибудь. Поверь в мечту, поверь в мечту, Поверь в мечту – и в путь.


Natasha 12 нояб. 2003 10:18
E-mail
А заодно и понаблюдать за рефлексами отморозков бездумно дергающихся под сентенции типа

Миш, а вот объясни мне одну вещь, если тебя не затруднит, конечно! Ты меня уже давно достал своими подсчетами сколько раз одни и те же слова повторяются в песнях, ну скажем, Саруханова. Здесь твоему возмущению просто предела нет! А "Поверь в мечту" значит трогать нельзя? Вот и займись подсчетом повторов одних и тех же слов в этой песне! Саруханов отдыхает!

Кстати, против самой песни я ничего не имею. Она мне в свое время очень нравилась. Особенно в исполнении "Самоцветов". Беликов и Кондаков ее спели так, что Скачкову лучше было бы рот никогда в жизни не открывать.

Mikhail 12 нояб. 2003 10:50
E-mail WWW
Вот и займись подсчетом повторов одних и тех же слов в этой песне! Саруханов отдыхает!
Антонов бесспорно первооткрыватель новых методов создания бездумных шлягеров 80х. Добрынин продолжил эту творческую линию, но репутация мастеров всегда держится на их старых работах. А молодой выскочка Саруханов, не создав до этого ничего значимого, сразу сделал ставку на формулу запев-припев - запев-припев- запев-припев-припев-припев-припев-припев-припев-припев-припев-припев-припев. Ничего другого за душой у Саруханова нет, за это и я его и не люблю.

(Сообщение отредактировал Mikhail 12 нояб. 2003 10:54)

Natasha 12 нояб. 2003 10:54
E-mail
Ничего другого за душой у Саруханова нет,

Ты не совсем прав. Начинал-то Саруханов совсем неплохо. Каракум, Позади крутой поворот, Московский простор... Это уж потом он скатился. Видимо деньги на содержание молодых жен потребовались. :-)
Кстати, о песне "Московский простор". Вот бы ее найти! И лучше в исполнении группы "Эрмитаж" (солисты Роберт Мушкамбарян и Алексей Кондаков).

Mikhail 12 нояб. 2003 10:58
E-mail WWW
Начинал-то Саруханов совсем неплохо
Когда он начинал он не был "Сарухановым", правда нашел себя очень быстро, но и очень быстро растерял. А группа "Круг" из 80х чуть не самое для меня интересное сегодня.

Natasha 12 нояб. 2003 11:03
E-mail
Когда он начинал он не был "Сарухановым",

Когда-то Добрынин не был Добрыниным, и Антонов не был Антоновым. Только тогда они и писали классные вещи! Как только человек себя находит, творчеству конец! Увы!

Но в статье речь идет не о композиторах (у автора, кажется, нет претензий к музыке), а о поэтах-песенниках. Точнее, наверное, сказать: об авторах слов. Так как поэт - это нечто другое. Далеко не о каждом авторе слов для песни можно сказать, что он поэт.

(Сообщение отредактировал Natasha 12 нояб. 2003 11:04)

George 12 нояб. 2003 11:19
E-mail Наташ! Все-таки в тебе говорит сильное и, порой, необъективное чувство к Самоцветам (75-85 гг). По-твоему все, чтобы они не делали в этот период - это высший класс! Боюсь, Наташ, будет много не согласных с этим утверждением.

Mikhail 12 нояб. 2003 11:21
E-mail WWW
а о поэтах-песенниках.
Насколько я понимаю, не поэт заказывает музыку. Работа автора слов в танцевальном жанре это разновидность аранжировщика, он всего лишь расставляет голосовые акценты в композиции, да и расставляет-то их именно там где ему укажут. Законы жанра, ничего не поделаешь, зато можно подзаработать на критике этого позорного явления в высокодуховной советской прессе :)
Или я чего-то не знаю и автор статьи Владимир Гарин не подзарабатывал на обслуживании интересов черненковских идеологов, а создавал для народа вечные образцы песенной поэзии?

(Сообщение отредактировал Mikhail 12 нояб. 2003 11:39)

Natasha 12 нояб. 2003 11:35
E-mail
чтобы они не делали в этот период - это высший класс!

Вот уж не согласна с твоим утверждением. Да и все прекрасно знают, что мне нравится далеко не все. Например, творчество Нефедова. То бишь значительную часть репертуара уже выкинули. Едем дальше. "Не судьба" - полный отстой! Могу и еще кучу всего назвать, что мне не нравится. Думаю только, что в этом нет особой необходимости.

будет много не согласных с этим утверждением.

А чтобы быть несогласным, надо хотя бы быть в курсе. А из присутствующих здесь, кроме Вячеслава Капустина, никто в это время на концерты не ходил. Вячеслав мог слышать эту песню. А остальным сказать нечего.
А если объективно... Георгий, ну разве ж можно Беликова со Скачковым сравнивать. Ну это ж все равно, как сравнивать голос Магомаева и голосом Добрынина. Но если эти двое работают в разных жанрах, то Беликов и Скачков в 80-х работали в одном жанре.

Natasha 12 нояб. 2003 11:37
E-mail
на критике этого позорного явления в высокодуховной советской прессе :)

Миш, ну "наши руки не для скуки" и критиковать не надо. Здесь и так все в порядке.

George 12 нояб. 2003 12:44
E-mail Согласен. Вокальные данные Беликова и Скачкова не сравнить. Но есть один момент - не всякая песня подходит данному исполнителю. Даже при наличии супервокальных данных. Не знаю, понятно ли я излагаю.

Natasha 12 нояб. 2003 12:51
E-mail
Не знаю, понятно ли я излагаю.

Излагаешь ты понятно. Могу тебя уверить эта песня Беликову подходила, как нельзя лучше. Когда я потом услышала Скачковское исполнение, мне дурно стало. А вообще, заешь, я тут как-то сидела и вспоминала, был ли хоть один случай, когда Беликов спел песню, а кто-то эту же песню спел лучше него... Надо отметить, что даже очень мало случаев, чтобы кто-то пытался это сделать. Видимо, сумашедших все-таки немного.

Переход к теме
<< Назад Вперед >>
Одна страница