Популярная советская песня

Регистрация | Забытый пароль | Участники форума [788] | Справка |

» Добро пожаловать, Гость: Войти

     ФОРУМ
     Эстрада 70-80х
         Ты помнишь, как всё начиналось?


    Одна страница
Модераторы: Natasha
  Для печати Переход к теме
<< Назад Вперед >>
yurij 14 мая 2003 9:37
E-mail "...Когда и где возникла первая московская группа, сейчас говорить не приходится, ибо это будет напоминать спор о том, где родина Гомера. Тем не менее в 1961-63 годах в Москве существовала команда в составе:
       
        Сергей Тимашов - ударные
        его брат Аркадий - аккордеон
        Владимир Иванов - бас
        его брат Володя Маленький - ритм-гитара
        Вячеслав Черныш - рояль, орган..."

На интересный сайт набрёл Сергей Челяев.
       
       

Natasha 14 мая 2003 9:49
E-mail Я не вижу в составе группы вокалистов. Это инструментальный ансамбль? Но тогда вряд ли он был первым. Думаю, что разного рода инструментальный ансамбли появились раньше. По крайней мере появление каких-то коллективов, игравших совеременную по тем временам музыку, нужно искать в 1957 году, когда прошел московский фестиваль молодежи и студентов.

yurij 14 мая 2003 9:53
E-mail Это просто цитата.
Пардон, я не дал ссылку на сайт - http://www.mashina-vremeni.com/pastfans.htm
Там много интересного из истории отечественных групп. Ребята постарались.

Natasha 14 мая 2003 10:02
E-mail Интересная статья, хотя и с некоторыми неточностями. К сожалению, это сейчас встречается почти у всех - годы путают.

Mikhail 7 июля 2003 19:12
E-mail WWW По сложившийся у нас классификации ансамбль "Дружба" относится к жанру "Музыка для взрослых" и по заслугам, ведь битлов на студенческих танцах 60х они не играли. Но вот интересное фото начала 60х из архива Анатолия Васильева

Алахвердов в облике Тарзана с двумя танцорами из ансамбля жарят рок-н-ролл под пристальным взором Александра Броневицкого.
Здесь есть что обсудить. Врядли весь творческий путь "Дружбы" потянет на то чтобы их отнесли к почетному ныне "жанру ВИА", но предтечей музыки для тинейджеров "Дружбу" нам теперь прийдется считать.

Natasha 9 июля 2003 12:05
E-mail Да уж! Не только в подвале зарождался любимый всеми нами жанр.

Mikhail 9 июля 2003 12:14
E-mail WWW
Там много интересного из истории отечественных групп. Ребята постарались
Не удивительно, что постарались. Все эти ребята  школьная самодеятельность 60х, а лавры "основоположников" советского рок-н-ролла бесхозные валяются. Из профессионалов только "Веселые ребята" стараются их на себя натянуть :)
Молодежной и всякой другой самодеятельности было в стране немеряно, и сегодня в Москве свои "основоположники советского рока",  в Ленинграде свои, а в Прибалтике и Узбекистане свои. Уверен что в каждом совхозе имени Ленина страны где на коротковолных приемниках молодежь слушала Запад  и сегодня вспомнят своих основоположников" жанра "рок-н-ролл на пионерских барабанах и шиховских гитарах".

(Сообщение отредактировал Mikhail 9 июля 2003 12:19)

Natasha 20 нояб. 2003 10:30
E-mail Три вечера смотрела кассету с фильмом "Люди и манекены". В основном там поет сам Райкин, инструментал Гараняновской "Мелодии", но есть там одна занимательная песенка, которую вроде бы манекены поют. Долго думала кто же это поет. Явно ВИАшная манера, но есть одно НО... Поют уж очень грамотно, ВИАшники так не пели. Возникло подозрение, что это "Дружба". Сравнила с песней "Голубые города". Почти готова поклясться, что голоса один в один. Кто-нибудь чего-нибудь знает по этому поводу?

Mikhail 20 нояб. 2003 10:56
E-mail WWW
Явно ВИАшная манера, но есть одно НО... Поют уж очень грамотно, ВИАшники так не пели
ВИАшная манера тем и привлекала молодежь, что это было неграмотное любительское исполнение. Назови мне хотя бы десяток лучших солистов ВИА, имевших профессиональное вокальное образование. Про солисток речи нет - любительниц там ни одной. Интересный парадокс?
Мулерман, Ободзинский выступают с акомпанирующим ВИА - сразу  "музыка для взрослых", профессионалныек хорьки из "Дружбы" поют в виашной простонародной манере - опять мимо. А с другой стороны - Пугачева, Жмакова, Шачнева Преснякова и в точку!

Как тебе такой поворот?


(Сообщение отредактировал Mikhail 20 нояб. 2003 10:58)

Natasha 20 нояб. 2003 11:01
E-mail
имевших профессиональное вокальное образование

Профессиональное музыкальное образование имели многие, а вот вокальное... Что-то кроме Саши Брондмана никто в голову не приходит.

Natasha 28 нояб. 2003 12:03
E-mail Интервью с одним из музыкантов "Дружбы". Много рассказывает и про Броневицкого, и про Клеймица.

http://www.vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=274


Mikhail 28 нояб. 2003 12:31
E-mail WWW Пора всерьез книжку Алахвердова проштудировать, то что попадает в интервью - это жалкий отблеск тех приколов, которые рассказывает о Дружбе Алахвердов.

Natasha 28 нояб. 2003 12:51
E-mail
которые рассказывает о Дружбе Алахвердов

Причем здесь Алахвердов? Человек рассказывает о себе и о людях, с которыми работал. И, по-моему, совсем не плохо рассказывает. Но вот интересное наблюдение. Даже не сегодняшнее. Это я постоянно замечаю. Питерцы никак не хотят говорить о московских ВИА. Говорят только о своих. Единственное исключение всегда делают для "Самоцветов". :-))

Mikhail 28 нояб. 2003 13:11
E-mail WWW
Причем здесь Алахвердов? Человек рассказывает о себе и о людях, с которыми работал
А спрашивают его о тех историях, которые рассказл в своей книге Алахвердов.
Это я постоянно замечаю. Питерцы никак не хотят говорить о московских ВИА. Говорят только о своих
Порядочность, к понятие не общечеловеческое, а корпоративное. У всех нас свой круг общения и интересов и свои системы ценностей. И все мы живемт в своих параллельных мирах.
Питерцы не знают московских, московские не знают никого кроме своих
Когда читаю 50-летних "отцов- основатели" советского "рока", вижу, что они ничего не говорят о 60-летних "отцах основателях" советского рок-н-рола, а те в свою очередь даже не вспоминают о 70-летних основателях современного советского джаза.
И ведь каждый является пророком в своем болоте!


Natasha 28 нояб. 2003 13:22
E-mail
спрашивают его о тех историях, которые рассказл в своей книге Алахвердов

А все музыканты ПГ всегда рассказывают именно о Виталии Коротаеве.

Mikhail 28 нояб. 2003 13:45
E-mail WWW Тем и интересно общаться с Поющими гитарами, что они стоят на стыке поколений и музыкальных стилей. Для тинейджеров 70х они уже не "ретро", и для джазменов 50-60х - ПГ, свои ребята.

Natasha 28 нояб. 2003 13:50
E-mail
для джазменов 50-60х

Коротаев - друг Григория Клеймица. Джазмены они оба относительные. Клеймиц играл любую музыку. Это в отличие от подвальных рокеров и школьной самодеятельности.

Mikhail 28 нояб. 2003 14:08
E-mail WWW
Джазмены они оба относительные
Чтобы стать убежденным джазменом необходим твердый жизненный опыт. Для молодых людей, какими в начале 60х были Броневицкий, Клеймиц, Васильев, Маликов, Раппопорт... поиск себя в музыке был более естественен чем упертое желание быть апологетом джаза.

(Сообщение отредактировал Mikhail 28 нояб. 2003 14:08)

Leonid 29 нояб. 2003 13:13
E-mail Здравствуйте Наташа, Михаил, Джордж и многие другие участники этого замечательного форума. Огромное спасибо за этот форум, за ваше отношение к нашей советской музыке, к нашим ВИА. Я с самого детства (13 лет) бредил музыкой. Начинал приникать к ней с "Дружбы", с Ларисы Мондрус, Аиды Ведищевой, Анатолия Королева, Эдиты Пьехи, Вадима Мулермана. А когда вышла первая гибкая пластинка "Веселых ребят" (Облади-Облада, Старенький автомобиль,Алешкина любовь, На чем стоит любовь) - все, понял, что никогда ничего лучше ни слышал. Потом (кажется в 1968) вышел музыкальный фильм "Поющих гитар". О, господи, какой был восторг. У меня тогда был магнитофон "Айдас" на 19 скорости, так, первую их песню "Полюшко-поле" не успел записать, зато все остальное успел. Потом в 1970 появились "Песняры". Эти три группы на всю мою жизнь остались кумирами в советской песне. Потом я почти всю свою жизнь посвятил музыке. "Писал" музыку подпольно, потом работал в звукозаписи легально. В основном «писал» музыку зарубежную. Но всегда также любил, и продолжаю любить советскую эстраду. Сейчас уже почти два года проживаю в Израиле. Буду вам очень благодарен за всевозможные ссылки на сайты, форумы о советской песне, о ВИА 60-70. Кстати, у меня была книга Николая Добрюхи о певцах и ВИА (к сожалению забыл ее название), есть ли она в Сети? Еще раз всем спасибо за этот форум и удачи вам всем. leonko@netvision.net.il

Natasha 1 дек. 2003 9:42
E-mail Здравствуйте, Леонид! Очень рады, что вы присоединились к нашей конмпании. Начнем по порядку.
1. Фильм о ПГ вышел в 1969 году.
2. Миньон ВР, о котором Вы вспоминаете, в 1970.
3. "Песняры" появились в 1969 году, а в 1970 стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
4. Книга Добрюхи называется "Рок из первых рук", но в ней, к сожалению, слишком много неточностей.
5. На нашем сайте собран огромный каталог музыкальных сайтов. Посмотрите его.
http://popsa.info/links.html

И приходите чаще. Будем общаться.

Mikhail 1 дек. 2003 10:48
E-mail WWW
но в ней, к сожалению, слишком много неточностей.
Неточностей много везде. Книгу "Рок из первых рук", отличает то что во всех интервью Добрюха сводит разговор с музыкантами к своей главной идее - "Не смотря ни на что, именно ВИА Веселые ребята были колыбелью советского рока"
Такое мнение о книге у меня сформировалось примерно после третьего прочтения Добрюхи с карандашом в руках. После пятого прочтения, это стало уверенностью. У меня теперь есть только досада и негодавание, что каждый раз по ходу интервью Добрюха заворачивает музыкантов отклонившихся от темы со своим и воспоминиями о неизвестных героях московского рока - Сергее Грачеве, Юрии Валове, Фокине... опять все к тем же "Веселым ребятам".

Книга разодрана на фрагменты и лежит на разных сайтах

George 1 дек. 2003 12:00
E-mail
в ней, к сожалению, слишком много неточностей.


Неточностей в этой книге полно, тем более это очевидно сейчас. Но за одно можно сказать спасибо Добрюхе - до этого я, вообще, никогда ничего не читал про Бергера (не считая фраз на некоторых пластинках - "солист - Л.Бергер"), тем более интервью с ним. Как и отдельное спасибо Пугачевой за то, что она его пригласила на свои "Рождественские встречи".

Mikhail 1 дек. 2003 12:14
E-mail WWW
Но за одно можно сказать спасибо Добрюхе - до этого я, вообще, никогда ничего не читал про Бергера
И я хочу сказать Добрюхе "спасибо", что когда  Градский и Малежик называли как одного из сильнейших моских рок-вокалистов начала 70х Сергея Грачева, Добрюха их сразу возращал к теме. В интервью в книге остались моменты, когда музыканты хотели бы еще что-то рассказать про кого они считают необходимым вспомнить, но все интервью Добрюха сводит к тому , что ему лично интересно.

(Сообщение отредактировал Mikhail 1 дек. 2003 12:14)

George 1 дек. 2003 12:23
E-mail Я не спорю - и неточностей полно и много личного, но он автор. Пишет то, о чем считает нужным. С точки зрения сегодняшнего дня в ней не так уж много информации, но тогда в начале 90-х я эту книгу из рук не выпускал несколько месяцев

Mikhail 1 дек. 2003 12:35
E-mail WWW Согласен, книга Добрюхи ценна уже тем, что составлена она как интервью с музыкантами, редакторские правки даже не чувствуются. Люди говорят своими словами, это и ценно, но разговор ведет Добрюха, после третьего прочтения это заметно, после пятого - раздражает. Добрюха уже тем молодец, что видя в конце 80 собравшихся вокруг советского рока тридцатилетних "отцов-основателей" обратился к музыкантам своего поколения сораколетних и как мог, так и показал поколение людей, "легшими костьми в основание" советского (читай "московского") рока.
Алексей Козлов тоже молодец, его "Козел на саксе ", хоть и субъективно, глазами джазмена, московского стиляги и "штатника" но очень увлекательно рассказал о  людей составивших в 50-60х ту самую почву, куда потом "легли кости" первых рок-героев 60-70х :)

(Сообщение отредактировал Mikhail 1 дек. 2003 12:38)

Natasha 1 дек. 2003 12:40
E-mail
книга Добрюхи ценна уже тем
Алексей Козлов тоже молодец

Да! Все это прекрасно! Жаль только, что таких авторов не нашлось в Питере. Ведь в России (Прибалтика - отдельный разговор) все начиналось именно в славном городе на Неве. Москва всегда отставала. И отставала очень сильно.

Mikhail 1 дек. 2003 12:49
E-mail WWW
Жаль только, что таких авторов не нашлось
Книжку то Алахвердова, изданную тиражом в 50 меньшим чем книга Добрюхи, мы с тобой в Петербурге все таки нашли. Проблема "провинциалов" в удаленности от торговой столицы страны. В Москве печатается для всей страны только, что потом продется по всей стране. А провинциалы пусть выкарабкиваются сами :(

(Сообщение отредактировал Mikhail 1 дек. 2003 12:50)

Natasha 1 дек. 2003 12:58
E-mail
Книжку то Алахвердова

Это не совсем то. Алахвердов все больше прикалывается. Чтиво, конечно, занимательное, но не более того. Другое дело, если бы в Питере вышла книжка про джазменов: Пожлаков, Ванштейн и т.д. Козлов бы отдыхал. А если выпустить книжку про "Поющие гитары", то отдохнет Добрюха. А кто-нибудь бы написал хорошую полновесную книгу про "Дружбу"! И вся московская эстрада может со спокойной совесть на покой идти. Никаких "отцов-основателей" здесь больше не будет видно.

Mikhail 1 дек. 2003 13:10
E-mail WWW Уверен, что такие книги написаны и изданы. Но кто и где их видел и читал ли, вот в чем вопрос. Есть и широко продаются прекрасные книги о шестидесятниках, хорошо иллюстрированные, и очень вдумчивые. Но объект серьезного исследования феномен хрушевской оттепели, становление Брежневского застоя. Политика, тайны кремлевского двора, объекты массовой культуры - хрущевки, зведы кино 60х, Галич- Окуджава-Высотский, Пастернак-Синявский-Даниэль-Солженицын, Хрушев в Манеже и ООН, бульдозерная выставка. Список исчерпывающий.
Презренная эстрада серьезным академических исследователей не занимает, дисеров на этом не пишут, в праймтайм на телевидение не приглашают. Алахвердов хоть приколы и байки о времени и о себе опубликовал тиражом в 2000 тыс экз. и то их три года распродать не могут. То ли дело воспоминания любовницы Андрея Миронова - сразу национальный бестселлер в стране вечно зеленых помидор.

Natasha 1 дек. 2003 13:19
E-mail
феномен хрушевской оттепели

Никак не пойму этого высказывания! Хоть убейте! Особенно в отношении нашей эстрады. Ну что появилось при Хрущеве? "Дружба" с Пьехой (и тех в 1963 году разгоняли) да Тамара Миансарова. Ведь расцвет пришелся как раз на правление Брежнева. До его болезни в 1972 году и наступления маразма в области эстрады сколько мы всего получили! Это и прекрасные певицы 60-х годов, это и Ободзинский с Мулерманом, это и все наши первые ВИА.

Mikhail 1 дек. 2003 13:51
E-mail WWW
Ведь расцвет пришелся как раз на правление Брежнева
Для расцвета вначале нужна отепель, не правда ли?

Natasha 1 дек. 2003 14:11
E-mail
Для расцвета вначале нужна отепель

Ну раз уж мы здесь заговорили биологическими терминами, то ты прав. Мне непонятно другое: почему имя Брежнева связывают только с застоем? Ведь расцвет на эстраде в его правление длился 8 лет! А это 2 президентских срока в США! Совсем немало.

Mikhail 1 дек. 2003 14:24
E-mail WWW
Совсем немало.
Рацвет эстрады 60х заметила только узкая, бесконечно далекая от советского народа прослойка населения. Преимущественно прослойку эту составили необразованые, очень далекие люди, которые слушали радио, смотрели совковое  телевидение, ходили на концерты, и тратили свои жалкие копейки на попсовые мелодиевские пластинки.  На счастье, памяти и желания высказаться у этих  лохов оказалась куда меньше  чем у прогрессивной  советской интеллигенции 60х -70х.

(Сообщение отредактировал Mikhail 1 дек. 2003 14:35)

Natasha 1 дек. 2003 14:36
E-mail
память у этих лохов оказалась куда хуже чем у прогрессивной советской интеллигенции 60х -70х.

Все вышенаписанное очень умно, но я ничего не поняла.

Mikhail 1 дек. 2003 14:38
E-mail WWW А я акуратно написал, чтобы никого из здесь собравшихся не обидеть :)

Natasha 1 дек. 2003 14:45
E-mail
А я акуратно написал, чтобы никого из здесь собравшихся не обидеть :)

А я вообще ничего не поняла. Набор слов какой-то.

Mikhail 1 дек. 2003 14:51
E-mail WWW Коротко - Сегодня свое мнение о эпохе застоя высказывают только те, у кого об этом спрашивают - а это видные общественные и политические деятели постосоветских времен. Мнение остальных людей никого не интересует, поэтому их никто и не спрашивает.

Leonid 1 дек. 2003 19:11
E-mail Господа, а кто может сказать, кто из участников ВИА (наиболее знаменитых) эммигрировал в Израиль. Хочу попытаться найти. И еще, где то в начале 70-х была у меня в довольно плохом качестве песенка "Наташка" (Хотят меня с ума свести, Наташку держат взаперти). По моему исполняет В. Малежик. А кто автор? Вчера поставил бобинку ( с собой в Израиль "тащил" около 100 бобин, хотя уже тогда у меня были и CD. Да еще с катушечником "Akai" 747, вот была же у меня проблема с таможнями. Все не верили, что на бобинах только музыка почти 30-й давности) с этой песней, но что то совсем "слабо" звучит. Можно ли найти в сети эту песню?

Mikhail 1 дек. 2003 20:23
E-mail WWW
И еще, где то в начале 70-х была у меня в довольно плохом качестве песенка "Наташка" (Хотят меня с ума свести, Наташку держат взаперти).  По моему исполняет В. Малежик. А кто автор?
Малежик и автор. Песня повторно исполнена Малежиком и записана на виниле в конце 80х, в конце 90х этот вариант издан на CD.
вот была же у меня проблема с таможнями.
Это здорово, но сейчас, готовьтесь, что у вас будут проблемы с интернетом - предложениями обмена и просьбами выслать песню народ замучает
"Наташка" в раннем исполнении всем нужна, пусть она и "слабо звучит" на ваш слух :-)

Список некоторых авторитетных песенных архивов можно найти здесь http://popsa.info/links.html#I9
А песни Малежика в сети можно поискать в поисковике Владимира Грааса, он единственный дает ссылки только на реально существующие mp3
http://1grass.com/links/r133.html

(Сообщение отредактировал Mikhail 1 дек. 2003 20:29)

Mikhail 16 марта 2004 13:12
E-mail WWW Размышления Алексея Дидурова о направлениях и истоках рок-музыки
из книги "Солдаты русского рока"
Прекрасно зная о том какую музыку и кто и как играл автор отсчет самобытного русского рока ведет лишь с конца 70х. Некоторые оценки и предположения автора я не разделяю, не разделяю и восторгов по поводу русской рок-поэзии, но книгу Дидурова считаю честностой по отношению к тому времени и тем людям.
Сайт автора http://www.didurov.ru/

РОК-ПОЭЗИЯ: ДЕСЯТИЛЕТИЕ ЖАНРА

«Рок-поэзия? Что это? С чем это едят? Откуда это взялось?» — примерно так, по словам очевидцев, реагировали на тему моего давнего очерка о рок-поэзии профессиональные литераторы, ничего о ней ранее не слышавшие. Более резко высказался о ней журнал «Наш современник» — тоже по поводу моего пассажа о рок-поэзии в «Комсомольской правде». Примеры настороженности, недоверия и отрицания по отношению к предмету этих заметок мог бы продолжить. Признаем наличие темы хотя бы де-факто: у нас в стране проводятся фестивали рок-поэзии (в одном таком, московском, я участвовал вместе с моей группой «Искусственные дети», исповедующей в своих композициях высокий уровень литературного материала). Боб Дилан известен тем, что свои стихи не только поет в роке, но и издает песни в виде поэтических сборников, получая за них престижные литературные премии, а Элтон Джон стал рок-звездой только после того, как нашел для себя отличного поэта Таупина. Счет звезд и групп, ставящих на хорошую поэзию, можно длить долго; ограничусь упоминанием энциклопедически образованного певца и поэта Джима Моррисона из "Дорз" — его композиции изумили в свое время рок-бомонд яркостью и глубиной поющихся стихов.

Не избежали встречи с прекрасной незнакомкой, рок-поэзией, и наши рокмены. Отношения с ней сложились не сразу и не просто. Тут не нужно забывать, что рок-музыка у нас в стране появилась задолго до рок-поэзии — лет за пятнадцать... Долгое время наш рок был, за редким исключением, безъязыким. Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри — вот первые для нас имена. Мое поколение застало рождение рока и его проникновение в нашу страну. По рукам ходили пластинки «на костях», т. е. записанные на рентгеновских снимках. Чей-то череп, чья-то берцовая кость, чей-то таз, ребра... Стоило это рубль, или десять рублей до реформы 1961 года. Мне давали 15 копеек в день на школьные завтраки, я голодал неделю, чтобы купить одну пластинку у спекулянтов, что толклись в ГУМе у отдела грампластинок. Чуть не нажил себе язву, но зато у меня оказались все первые короли рока. Когда же в 60-е годы появился наш рок, он меня сразу не устроил: я почувствовал, что это калька. У «Машины времени» — побольше, у «Скоморохов» — поменьше... Но за всем стояли западные диски, радиоволны — человек наслышанный это легко ощущал.

Принято считать, что «Машина времени» — первая группа которая стала петь осмысленные тексты на русском языке... Но об осмысленности говорить сложно. Первые вещи еще грели: «Сегодня самый лучший день, и знамя реет над полками...» А то, что потом создала «Машина времени», уже стоит в миллиметре от Москонцерта. Причем не всегда слева. Все эти бесконечные машино-временные «паруса надежды», «острова надежды», «корабли надежды», все эти свечи («Пока горит свеча» и т. д.) — неужели не чувствуется, что это матрицы, наработанный жаргон?

В конце концов эта эпоха нашего рока — эпоха-школа, когда «калька» была предпочтительна и необходима,— ушла в прошлое. Но у «кальки» была и есть другая сторона, которая стала со временем выходить на первый план и превращаться в тормоз: ведь «калька» всегда выгодна, так как это работа на массовые вкусы, сформированные звучащим тиражом. То есть рабское услужение сиюминутному успеху, который так важен любому обывателю от искусства. Это поглотило и погубило многих людей, очень талантливых. Так вот, лет семь назад произошел случай, который я определил как водораздел, отделивший время школы от нового времени. Уже были фаны, «задвинутые» на левом, подпольном роке — на «андеграунде», уже были известны Гребенщиков, Майк, Шевчук, Сережа Рыженко с группой «Колесо», а затем «Футбол», «Облачный край». Но основная масса еще жила роком Запада: кто-то «торчал» на коммерческом диско, кто-то, если вкус чуть получше, — на рэггей Боба Марли, кто-то — по-прежнему на «Битлз».

И вот произошло то самое знаменательное событие; выступала, помню, одна московская рок-команда, которая называлась «Лига блюза». Она играла нормальный такой англо-рок. Со вкусом блюз-роки хорошие, рок-н-роллы хорошие, голоса поставлены, техника игры — короче, все там есть. И зал, естественно, тут же был заведен, «встал на уши», запрыгал, все там было. Крики... Я прислушался к тому, что кричат, — меня поразило: народ прыгал, заведенный англо-роком, а кричал: «Давай на русском!» Чтобы десять лет назад, да что там — чтобы еще шесть лет назад орали: «Давай на русском!» — это был бы нонсенс. Это было невозможно. В ресторане «София» Леше Байту (Белову, пионеру столичного англо-блюз-рока) заказывалась только «фирма». Так же, как Кузьмину и Барыкину, зарабатывавшим в московских ресторанах пахнущие жареными цыплятами десятки. И вдруг что-то стряслось.

Наши рок-фаны и рокеры созрели до понимания того, что есть своя страна, есть свой язык, свои проблемы. Прелестное английское бормотание уже не годилось. Так у наших рокеров возникла проблема создания своего национального рок-языка.

Калькирование — это не только пение на английском. Это еще и «подснятие» стилей, мироощущения, школы вокала. Это хорошо для детей — как игрушка: «Надо же, ну прямо как там». Или как вот те же «Звуки МУ» — «Надо же, прямо как с видеокассеты!» Но мы уже не дети в своем понимании рока. Наш рок стал «учиться говорить». И здесь вперед вырвался Ленинград. За счет чего он опередил Москву? Ведь первая волна наших настоящих рок-поэтов: Гребенщиков, Науменко, Цой, Панов, Селюнин — появилась в городе на Неве. Это — школа. Какими корнями она жива?

Корнями глубокой традиции петербургской поющейся поэзии; светской — аристократической, и фольклора, петроградского песенного фольклора, прекрасно развитого там, особенно на фабричных окраинах. У москвича и ленинградца разная культура, разное мышление, совершенно разные исторические корни. Существует московское мышление, явленное в московском языке. И ленинградское мышление — как своего рода мемуарное мышление, оно больше базируется на достижениях петербургской культуры. Ленинградский литературный язык более декоративен, более мемориален — вы послушайте песни Гребенщикова: сплошные трансформированные цитаты из русской печатной и песенной поэзии — сегодняшней и тогдашней. Москва куда более злободневна: тут подписывались основные документы, тут в свое время определялось, сколько стоит рубль на мировой арене, тут решалось все. Поэтому мышление москвича гораздо более оперативно и спонтанно, чем у ленинградца. И все же к русским стихам западный рок с его западными музыкальными ходами не очень подходит. Есть определенные удачи, неожиданные совпадения, но это не меняет картины. Обычно в западном рок-варианте русское стихотворение, будучи задавлено электричеством, выглядит рыбой, выброшенной на берег, — оно задыхается. Для русского стиха электрическое звучание — проблема.

Русская фраза протяжна, русские слова длительны, в отличие от английских, коими легко манипулировать внутри нервического графика музыкальной рок-фразы. На каждый малейший извив рок-фразы английское односложное слово, которое несет в себе целое понятие, реагирует мгновенно. Русские же слова, в основном двух-, трехсложные, это «славянские шкафы». Следовательно, нужно либо рубить шкаф, но тогда это уже не шкаф, а куча досок, либо надо менять мелодическую основу. Мой опыт показал: поиск синтеза русского стиха с рок-музыкальной формой — дело тонкое, не для оголтелых. Рок-мироощущение у наших музыкантов есть просто потому, что все наше время проникнуто этим ощущением, а рок-музыканты — дети времени. Но сложность в том, что выражение этого мироощущения у них часто оказывается шаблонным, «снятым» со всего того, что слышится.

Вопрос: где взять адекватную русским стихам музыкальную форму?

Лучше всего здесь, на мой взгляд, подходят мелодические ходы, основанные на городской русской музыке. Почему так? Рок возник на Западе как продукт жизнедеятельности громадного индустриального города. При том, конечно, в него входят и африканская кровь, и кельтская — от «кантри», и блатная песня — так называемая «тюремная песня» Запада. Но в основном это город. Музыкальное дыхание города именно индустриального — это он дал року ритмику жанра, потому что сам живет по такому же жесткому ритму. Иначе остановится все: коммуникации, транспорт, заводы, полиция — все остановится, если не будет жесткого социального ритма. А рок потому и дитя города, что все это в себя впитал. Русский индустриальный город подарил миру супертечения во всех жанрах искусства, и только почему-то наши рок-музыканты всегда смотрели на Запад. Либо, соблазняемые гонорарами, лауреатствами, пройдошными госмосросрастлителями, рокеры прикидывались ура-патриотами и что называется, лезли за мелодикой на русскую завалинку. Это было чистой спекуляцией на жанре, ведь в нашей деревне рок не водился.

Ловили наш рок где угодно, кроме его единственной естественной питательной среды обитания — городской. Кстати, также в 60-е годы чуть не удушили наш джаз — тоже напяливали на него рубаху с петухами. Мелодика русского города! — вот реальная почва для отечественного рока. И вот в начале 80-х годов крупнейшие наши тогдашние рок-авторы: Науменко, Гребенщиков, Шевчук, Рыженко — спонтанно стали нащупывать эту почву. Повторюсь: западный рок не ответит на все срочные вопросы нашего общества и личности, сложившейся в нем.



В коротких заметках о рок-песне, конечно, всей палитры средств ее не обсказать, но о главном сказать надо: это ставка на слово. Да, выше замечено, что слово сегодня — главный блюститель идеи, как всегда у людей перед большим делом. Но есть причина, лежащая еще глубже. Я убежден, что дорога нашего рока особая, самобытная во многом — это дорога литературы, поющейся в стиле рок. Ведь вообще в основе истинно русского эстетического изъявления традиционно лежит слово. У культуры России уникальная судьба: у нас все имеющие аналоги на Западе светские музыкальные и визуальные формы искусства были надолго придушены сначала золотоордынцами, затем абсолютизмом и церковью. На скоморохов — носителей этого искусства — был объявлен общественный отлов: за голову скомороха платили дороже, чем за убитого волка. Подчас народные инструменты объявлялись атавизмом язычества и уничтожались централизованно. Народу оставили язык, ибо иначе рухнули бы опоры державы — армия, торговля, сыск. И русское эстетическое мышление, русское миропонимание реализовались полностью в языке, в нем найдя единственно возможный выход — выход в литературу. Вот почему Россия— одна из самых мощных литературных держав мира, вот почему фундаментом всех видов нашего национального искусства является слово: сюжетны изначально русский балет и архитектура, крепка литературная основа театра нашего, в большей части и живопись склонна к рассказу, и кино у нас начинали с экранизаций родной литературной классики; со сценариев, написанных большими писателями — вспомним к сему Маяковского, Олешу, Катаева. Потому и ленинградская школа нашего рока пропитана Хармсом, Олейниковым, Введенским, Зощенко, а Александр Градский стартовал с цикла песен на стихи Саши Черного. Рок наш самой судьбой русской культуры ориентирован на слово, на истинную поэзию. Эпоха «текстухи» кончилась быстро — на Макаревиче, с Гребенщикова и Башлачева началась иная.



А что до электрогитар, так традиция исполнения эпоса под музыку, в частности под струнную, насчитывает не одну тысячу лет, просто кифара, лира и гусли не имели еще электричества. Но что было и осталось — это Слово. И отношение к нему. Слово — на всех одно, отношение к нему у каждого свое, а у художника, верного истории века и дня, — эпическое. И таких художников в нашей рок-музыке, как вообще таких людей в жизни страны, — все больше и больше. Так захотел народ, так и повернулась история, и за ними, и вместе с ними — отечественная рок-музыка и ее поэзия. Лично меня это обнадеживает. Тем, что мое поколение, создавшее рок-эпос, не осталось пустоцветом в роще русского искусства и вслед за созданным молодыми киноэпосом 20—30-х годов, за сотворенной молодыми военной поэзией 40-х и молодежной КСП-эпохой 50—60-х — создало свое искусство в 70—80-х годах. Цепь оказалась непрерывна, эстафета молодежного



Казалось бы, чего только не наплодил Запад в мировой рок-музыке! Течения, направления, стили, приемы, не теряя себя, переплетаются в причудливых заимствованиях, создавая непредсказуемые бури и цунами успеха в океане общечеловеческой рок-культуры. И все же в этом мировом музыкальном пространстве есть самостоятельная, общепризнанная наша, отечественная «акватория» — бард-рок. Под свои струны веками пел в России простой народ. Под свои — аристократия. Песенный деревенский и городской фольклор слились в конце пятидесятых нашего века с аристократическим романсом в КСП-культуру — жанр, детище уцелевших интеллигентов-лейтенантов (впрочем, и ефрейторов, и сержантов), огнем спаяных в окопах с людьми всех русских весей и слушавших на привалах, отложив остывшую после «Утра туманного» гитару, какие-нибудь «Страдания» под паленую балалайку из сгоревшей избы. И сразу родившись, КСП-песня, до предела демократичная, была подхвачена послевоенной студенческой молодежью, ценившей в ней честность и откровенность. Но именно в студенческой среде и созревает первая волна отечественного рока, конкурируя с КСП-песней в залах институтских и университетских ДК и взаимообогащаясь в часы досуга на «картошке», в стройотрядах и спортивных лагерях. Факт есть факт: Боб Гребенщиков оканчивал Ленинградский университет, Саша Башлачев учился в Свердловском, Шевчук окончил педагогический, а Сергей Рыженко — консерваторию. Бард-рок — побочный продукт, но из лучших в нашей системе высшего образования. Спасибо, Минвуз 70-х!



Помянута выше и не всуе нищета. Ну, смягчим — небогатство, удел многовековой, постоянный для простого нашего народа. А ведь это питательная среда для уголовно-блатного уклона в быту и мировоззрении, для определенных базисных отношений и такой же определенной надстройки в виде языка, эстетики соответствующей, жизненной философии, романтики челкашизма и духовной жизни в традициях ночлежки на Хитровке (М. Горький «На дне»)… Это шло параллельно сначала, но потом стало сближаться и в 20-х годах соединилось в точку: прежний массовый психоз опрощения и хождения в народ порождал и возвеличивал люмпена, … а общественная мораль от восхищения ворами на сцене революционизировалась до понимания в грабителе и насильнике «социально своего». Беспризорник и вор Мустафа из «Путевки в жизнь» стал народным героем, блатная и разбойная песня — застольной праздничной песней пролетариата (чему с детства был свидетелем автор этих строк).

Прививка этого криминотропного и криминогенного андеграунда чувствовалась в исполнительском имидже народных любимцев: в Утесове, Шульженко, Аркаше Северном, Высоцком, чуется в Розенбауме. Просматривается следующий взаимообуславливающийся ряд исторических явлений (точка отсчета — нищета, она же и постоянный фон явлений): облатнение народа — облатнение культуры — облатнение искусства — облатнение песни. … Во-всяком случае, люмпенизация пролетариата после революции и гражданской войны, отмеченная еще Лениным, сегодня сильнее видна в среде молодежи — а она и рождает панк-рок (возвращаясь к теме разговора). Впрочем, любое историческое или общественное явление больше всегда сказывается на молодых. Это аксиома на стыке всех общественных, наук.

Никто не знает, каким в итоге был бы весь остальной рок в СССР, не прерви большевики естественного развития народной жизни, а значит, и искусства, и не займись они социальным и эстетическим мичуринством в своих политиканских целях. Но до одной стези развития русской песенной культуры они не дотянулись, рукава у ждановских френчей оказались коротки: слишком глубоко в толще народной жизни лежал, пульсировал, наращивался: корень этой традиции нашего искусства, и в нем бродили соки: блатного и тюремного фольклора, песенного массива беспризорников, фабрично-заводская струя и дворовая, как люмпенпролетариатская, так и подростковая. Вот эти силы сложились в мощь, в: какой пробил асфальт и брусчатку наших политических и экономических центров фонтан панк-рока. Он ударил в конце 70-х, он разлился в 80-х широченно, его прихватило морозцем майорского пригляда, но — майор поскользнулся. Ибо панк-рок — это природа здешнего народа (первые-то панки — не Стенька ли с Емелькой со товарищи—люмпены?)...

Граждане! Уважайте панк-рок! Не хотите -— не любите. Но уважайте. Все-таки не чужой. Социально свой.… Вот эти команды: «Выход», «Аквариум», «Футбол», «Зоопарк», «ДДТ», «Искусственные дети», «Гражданская оборона», «Автоматические удовлетворители», «Пластырь», «Кино», «Наутилус-Помпилиус». Нет, не все они — чисто панковые команды, но все испытали влияние панка как явления в той или иной степени (но есть, например, «АУ» — классический панк). …

Я вот все недоумевал долгое время: что это так упорно сторонятся русифицированной рок-музыки лучшие «перья» рок-критики? Почему наше рок-движение явно дистанцируется от поисков синтеза рок-формы с национальной мелодикой? Исключения, конечно, были, и изредка — блестящие (Андрей Мисин, цумбай-шпиль), но до появления Башлачева именно исключения, а после — до омерзения плагиативные поделываются поделки.

Докумекалось до следующих причин. Во-первых, Система за семь с лишним десятилетий своей жизнедеятельности ради оной разлучила народ с его собственным национальным искусством, ибо фольклор всегда был либо равнодушен к Системе, либо враждебен ей (за частушки сажали — они врать не умеют). Вместо истинного фольклора наемники Системы создали суррогат его, но настолько бездарный и уродливый, что народ от него отшатнулся — и остался в сфере национальной эстетики гол как сокол. И при этом из-за перенасыщения слуха и быта фальшивками «под народ» он сам заболел фольклорофобией, подхватил стойкие идиосинкразию и аллергию на все, названное «национальным» и «народным». Острее же всего, как известно, болячками народа болеют его молодые таланты. И музыканты — в первую голову.

Как следствие вышеописанной беды все «народное» по месту конвейерного изготовления ассоциировалось с презираемым «советским». Молодежь в качестве контрприема против этого зафанатела от забугорного, ихнего, не нашего. Изобрела способ сидячей (или стоячей, прыгучей, пляшущей) эмиграции — когда телом тут, а одеждой, мыслями, душой, речью, слухом, зрением — там. Для чего до изощренности довела копиизм (с видеокассет тамошних и клипов) на отечественных рок-концертах: по обе стороны рампы — на сцене и в зале. А куда масса — туда и лидеры, знамо дело, куда паства — туда и пастыри — искусствоведы, не любящие, как и генералы, оставаться без армии. И Россию с ее музыкальными современными поисками, не покидая телесно, покинула своим вниманием рок-критика. У нее в моде, как « у аудитории рока, ходили, да и ходят прозападные копиисты. Это не столько вина наша, сколько беда, но разве от этого легче?

Далее. Печальный парадокс — «западнопоклонничество» в музыкальных молодежных вкусах, угадав их массовость, поддерживали, подпитывали, ширили и углубляли комсомол и КПСС. И не только потому, что, борясь сдуру много лет с проникновением «тлетворного загранишного» рока в свою вотчину, госпарткомса срослась в процессе борьбы с ее объектом, и ничего, кроме прозападного рока за рок уже не принимала. А, главное, потому, что, культивируя у молодых «уход» душой за пределы Родины, они, властители наши, оставляли за собой духовное пространство внутри нее — и владели им поэтому безраздельно. Так они лишали молодежь духовного гражданства — основы гражданственности. Так в своих политиканских целях, ради интересов своей власти они инстинктивно прививали молодежи навык оставлять Родину, а значит, предавать ее при обострении ее материальных и духовных недугов и нужд. Так они выгоняли из страны ее молодой дух, старили ее, ослабляли ее, понижали степень ее опасной для себя сопротивляемости, чтобы потом и кровь ее юную слить по афганским гранитам безнаказанно (в частности). Уж как, к слову, комсомол пестовал тяжелый рок, тотально декорированный под Штаты, перекрывая кислород всему, что не косило под хэви-металл. К чему все это привело — долго голову ломать не надо: страна затоплена несильно замаскированным рок-плагиатом, убогим стилистическим пиратством, скучнейшей вторичностью. На большинстве аранжировок, мелодических конструкций и сценических и вокальных имиджей можно смело ставить штамп уценки «б/у»— бывшее в употреблении. Обноски. Зачерствелые крохи с чужого пиршественного стола. Нищенское подобострастное лизоблюдство в той самой сфере, которая и была когда-то создана ненавистью к стандарту, стремлением к свободе, заносчивой молодой гордыней — в сфере рок-музыки. В результате мы забыли, что самих Иванами зовут. Да еще и чистоганом за это берем — сегодня «под фирму» карячиться финансово супервыгодно. За это платят, и плата велика. Заброшенность и глухое забвение своей корневой культуры при узколобом недопонимании культуры иноземной — вот размер платы. Вот основы наживы нынешнего отечественного менеджмента в совковом шоу-бизнесе.



В конце 70-х, — самом начале 80-х годов совесть была основой жанра, но поскольку по природе своей совесть единолична и самодельна, индустриальное нынешнее бытие рок-жанра из практики ее вытолкало. Как только жанр стали пасти и холить дяди и тети с портфелями и госокладами, то бишь представители Системы, жанр начал богатеть, обарахляться аппаратурой и машинерией, но на глазах — попсоветь и тупеть. Бутусов выразился мягче: «Сейчас мы более спокойны». Это о нынешнем репертуаре «Нау». Да ведь кто не заметил в тех дядях и тетях, в той Системе способностей к волшебству, обратному способности царя Мидаса. Мифический царь все, к чему прикасался, превращал в золото. А Система и ее служаки своим прикосновением все, включая и само золото (особенно — золото в переносном смысле!) всегда превращают в ... Ну, в кое-что другое. Но зато! Массово! Индустриально!


Natasha 16 марта 2004 13:41
E-mail
Размышления Алексея Дидурова о направлениях и истоках рок-музыки из книги "Солдаты русского рока"

Все это, конечно, очень интересно. Но теперь давайте посмотрим на творчество этого "рок-поэта".

ВИА "Добры молодцы"
Прощальный вальс (А. Флярковский - А. Дидуров)
Стрижи (А. Флярковский - А. Дидуров)
Что придёт (А. Флярковский - А. Дидуров)
Бабочки летают (А. Флярковский - А. Дидуров)
Посмотри на меня (А. Флярковский - А. Дидуров)
Первый дождь (А. Флярковский - А. Дидуров)
Сентябрьская мелодия (А. Флярковский - А. Дидуров)

Мирдза Зивере
Пробуй (З.Лиепиньш - А. Дидуров)

ВИА "Ариэль"
Вечерний Разговор (Ю. Лоза - А. Дидуров)


Не знаю кого как, а меня такая "рок-поэзия" совсем не впечатляет. Уж во всяком случае это ничем от штампов "Машины времени" не отличается.


(Сообщение отредактировал Natasha 16 марта 2004 13:54)

Mikhail 16 марта 2004 13:49
E-mail WWW Первоначально я хотел изъять из опубликованного фрагмента все имена и названия, чтобы не отвлекать вас от размышления над словами думающего и знающего человека. Не хотелось мне чтобы тема свелась - к банальным - асудьикто и самдурак

Natasha 16 марта 2004 13:57
E-mail
к банальным - асудьикто и самдурак

А дело не в этом. Можно не упоминать имена и названия. А дискография Алексея Дидурова приведена выше.

Mikhail 16 марта 2004 14:01
E-mail WWW Эта дискография ничего не поясняет к опубликованному фрагменту. Лучше скажи, что ты сама думаешь о прочитаном.

Natasha 16 марта 2004 14:04
E-mail
Лучше скажи, что ты сама думаешь о прочитаном.

Все, что я думаю, я уже изложила выше. Больше я ничего не думаю.

George 16 марта 2004 16:00
E-mail Между прочим, у Дидурова есть прекрасный цикл стихов к песням в исполнении актера В.Качана. А Качан не поет всякое барахло. Песни на стихи Филатова тому подтверждение

Natasha 16 марта 2004 16:44
E-mail
Качан не поет всякое барахло.

Никто ж не спорит с тем, что у Дидурова прекрасные стихи. Но в крутые рокеры себя зачем записывать-то? Эпидемия какая-то! Все себя в рокеры записывают! Да еще и любят рассказывать, что все остальные не рокеры, а я вот единственный и неповторимый рокер. Неужели нельзя говорить честно? Лично я ничего плохого не вижу в том что-то народ работал в жанре официально советской песни. Это нормально! Это правильно! Зачем теперь из себя чего-то корежить?

George 16 марта 2004 17:36
E-mail Наташ, каждый по-своему может к этому относиться. Я, например, не люблю категоричных высказываний, но при этом сам могу высказаться довольно категорично. Молодежь, кому по 20-25 лет, может и не понять о чем идет речь. Они живут в других социальных условиях и не знают, как может на ТВ совсем не быть музыки. И не понять, как мы ловили любое выступление хот какого-нибудь ансамбля. И при этом не было видеомагнитофонов. А попадали на ТВ только те, кто пел про партию, комсомол и т.д. И таких не очень-то тогда уважали. Но со временем появляется какая-то лояльность, что ли. Двадцать лет назад я и представить не мог, что меня будут интересовать Самоцветы

Natasha 16 марта 2004 17:46
E-mail
А попадали на ТВ только те, кто пел про партию, комсомол и т.д. И таких не очень-то тогда уважали.

Почему? Если песня хорошая, то она мне нравилась даже, если она про комсомол или про БАМ. Про партию хороших песен не слышала. Но думаю, что такое можно было написать. А вот подвальных рокеров, как раз, я никогда не уважала. Вообще, всю жизнь не люблю художественную самодеятельность. Предпочитаю профессионалов. В любом деле. Заметь, что я говорю не об образовании, а именно о профессионализме.

ALEX 16 марта 2004 21:56
Спасибо за статью, интересно. В ней бесспорно есть анализ. Есть тема для рассуждения. Единственное наблюдение, что все, кто пишет о музыке скатываются до социальных проблем, хотя часто всё и говорят в точку. О музыке, как таковой почти никто не пишет, хотя если считать направления явлениями социальными можно прослеживать истоки и корни.

Вообще, всю жизнь не люблю художественную самодеятельность. Предпочитаю профессионалов. В любом деле.


Такую позицию во многом поддерживаю. К сожалению никто никогда не пишет об этой стороне музыки, эстрады, рока, панк-рока, бард-рока... .

Ещё не стоит ставить антагонизм "свой - чужой" очень прямолинейно, музыка в принципе, одно из самых абстрактных искусств.

Ещё иногда стоит просто не забывать про слово "талант" при обсуждении всех тем, связанных с темами форума, и равнять многое лучше по высоким образцам.

Natasha 17 марта 2004 9:25
E-mail
стоит просто не забывать про слово "талант"

Хорошая мысль. Но что такое "талант"? Ведь любой человек так или иначе талантлив. Особенно тот, который стоит на сцене. Ведь даже просто уметь держаться на сцене - это уже талант. Уметь преодолеть панический страх перед сценой тоже талант. А говорить о музыкальном таланте... При обсуждении музыкантов ВИА это несколько бессмысленно. Каждый будет говорить, что самые талантливые музыканты работали в его любимом ВИА, а в остальных - сплошь и рядом бездарности. Я с такими утверждениями здесь сталкивалась уже неоднократно. Но ведь это неправильно. Талантливые музыканты были везде. Лично я определяю для себя степень талантливости музыканта по тому, насколько хорошо он умеет работать в разных жанрах. Если какой-то музыкант, певец, композитор себя быстро нашел и потом в течение многих лет гонит одно и то же, его талант я ставлю под большое сомнение.

Mikhail 17 марта 2004 10:28
E-mail WWW
Есть тема для рассуждения
Я выбрал лишь краткие фрагменты из книги, а в самом тексте ведется детальный анализ поэзии рок-бардов. Совсем неожиданным для меня был основной тезис Дидурова, что самобытный русский рок это панк-рок.

Я завтра брошу пить/Вот удивится свет/Прочту десяток книг/И натяну вельвет/Я выдавлю прыщи/И патлы подстригу/Тройной одеколон/Для рожи сберегу/А в гастроном с утра/Войду как человек/И корешам на зло/Hа торт я выбью чек.


Почему автор проигнорировал цивилизованные формы советкой рок-музыки мне понятно - для него это эстрадный шаблон и калька с запада. Но мы, слушатели тех лет, прекрасно разделяя кто есть кто, с интересом слушали разную и новую для нас музыку. Зачем спустя десять лет проверять рокеров на чистоту жанра, мне совершенно непонятно. Но это уже "их нравы".

Natasha 17 марта 2004 14:40
E-mail Об ансамбле "Москвичи" рассказывает Валерий Шаповалов.
http://valerock.narod.ru/park1.html
ПАРК им. ГОРЬКОГО ОТДЫХА
Коктейль-Бар "ВРЕМЕНА ГОДА"
наша группа
"МОСКВИЧИ" 1968 г.

Нажми на фотку, услышишь музыку, которую мы тогда играли - запись 2001г. (435 Kb Wav) Здесь я играю все партии сам, произведение называется "Трубка мира"

Недавно я побывал в ЦПКиО им. Горького и постоял немного у двухэтажного здания кафе "Времена года". Сегодня всё выглядит как после атомной бомбардировки...
А раньше, в конце 60-х, это было единственным местом в Москве, где каждый день играла бит-группа и это была наша группа "Москвичи". Состав группы: Виктор Шаповалов - ударные, в центре, "сидел за кухней", Владимир Шаповалов - ритм гитара, слева,"косил ритма", Валерий Шаповалов, это я, справа - соло гитара,"вёл соляк" и Алексей Цейтлин, ныне Шачнев, сверху - бас-гитара, "стоял на басовке". Такой в то время у нас был жаргон. Само здание делилось на два заведения, кафе и коктейль-бар, где продавались коктейли, состоящие из фирменных вин, которые нельзя было нигде купить, кроме как в этом баре. Каждый день перед входом стояла очередь в виде огромной змеи из желающих попасть внутрь, купив при входе талон на обязательный коктейль. Мы должны были начинать играть в семь часов и появлялись у входа в бар обычно после шести, подъезжая то на машине скорой помощи, то ещё на какой-нибудь спецтехнике, потому, что поймать такси было сложно. Частных машин в те годы было мало, в основном по дорогам ездил государственный транспорт, но всегда находились водители желающие немного подзаработать.Зал коктейль-бара вмещал человек пятьсот, а мы играли на самодельных усилителях небольшой мощности но, как ни странно, проблем со звуком почему-то небыло. Специального освещения просто небыло и поэтому в зале всегда было светло, как в обычной столовой. Никаких затемнений, крутящихся прожекторов - ничего такого потому, что сама возможность существования такого бара, уже воспринималась тогда, как сказка. Но в этой сказке существовали свои персонажи, такие как, "король бара" со своей свитой, завсегдатаи - хиппи с вонючей дурью (марихуаной), омбал - вышибало, постоянно грызущий семечки и другие личности о которых я буду рассказывать по мере того, как что-то интересное вспомнится. По тем временам всё было просто "зашибись!" если бы не постоянные жестокие драки до крови, а иногда и до смерти. Иностранцы, которых там было немало, не могли никак понять, почему внешне всё так похоже на запад - музыка, интеръер, коктейли и люди, наконец, и при всём этом драки!?

ТРУБАЧ ПО ИМЕНИ ДЖОРДЖ

К нам часто заходил иностранный темнокожий студент, поиграть с нами на трубе. Он был очень весёлым парнем и здорово играл, его звали Джордж, а нам тоже очень нравилось с ним играть разные блюзы. И вот, однажды он пришёл со своими друзьями - студентами праздновать свой день рождения. В начале всё было хорошо, публика веселилась, мы играли и наш басист Лёша, пел песню на английском языке. Когда песня закончилась Джордж подошёл к Лёше и неожиданно для всех вынул долларовую купюру, плюнул на неё и прижал к Лёшиному лбу, удерживая её большими пальцами!
Как потом оказалось, это был знак высокой оценки музыканта у них, на Западе. И это произошло у всех на глазах!
Это сильно возмутило Лёву - короля бара. Он схватил Джорджа за грудки и начал его трясти, крича ему в ухо - "Ты чё, сука, сделал!?" Мы заступились за трубача и кое-как оттащили его в сторону. Но "король" не унимался и стал угрожая требовать, чтобы Джордж играл на трубе. Джордж был вынужден это сделать и мы заиграли. Когда трубач вышел вперёд, Лёва смачно плюнул на рубль, который он сжимал в руке и с силой пришлёпнул его Джорджу на лоб. Это был знак - к атаке! И тут же на музыканта полетели заплёваные трёшки, пятёрки, рубли, а кому их было жалко, те просто кидали в него монетами. Джордж достойно выдержал эту атаку, когда всё закончилось, стал улыбаясь поднимать деньги, на которых он стоял, кстати их оказалось немало. Но "король" всё ещё не унимался, хотя мы обяснили Лёве, что Джордж не хотел никого оскорбить, а даже наоборот. На следующий день мы узнали, что Лёва со своими дружками, закидали камнями трубача и его гостей, где-то на выходе из парка. Вот во что выливалась, порой, дружба народов в стране советов. Жаль, что Джордж больше не приходил к нам играть на трубе, и я не знаю, что с ним случилось.

ВЫСТУПЛЕНИЕ "МОСКВИЧЕЙ" В БИТ-КЛУБЕ

Я уже говорил, что наш коктейль-бар был единственным местом в Москве, где каждый день играла группа. Слава о "Временах года" быстро разнеслась по Москве ещё и потому, что мы играли довольно хорошо. Иногда, видимо, гонимые любопытством, в бар приходили участники московских групп, а их сразу было видно - патлатые, не танцуют, внимательно смотрят в сторону сцены, о чём-то перешёптываются и т.д. Это место стало очень популярным и на наших выступлениях зал был забит до отказа. Каждый день около пятисот человек, из которых половина, новые посетители, потому, что нормальный человек пришедший послушать группу, больше не появлялся в баре из-за того, что часто становился свидетелем, а иногда и жертвой, тех чудовищных драк, которые затевали местные, парковские бандюги, чувствуя свою полную безнаказанность. Мы вели довольно отшельнический образ музыкальной жизни. Ни где не тусовались, не участвовали в сейшанах и поэтому, видимо, к нам появился особый интерес у тогдашней музыкальной богемы. И вот, однажды нас пригласили в Бит-клуб, распологающийся в кафе "Молодёжное" на ул. Горького (ныне Тверская). В отличие от других групп мы не носили длинных волос, на сцене были одеты в костюмы, белые рубашки с галстуком. Когда, в начале выступления, мы стали играть красивые мелодии в стиле Shadows, некоторые музыканты, скривили рожи, мол - вот это и есть хвалёные "Москвичи"?! После нескольких, "сладких", произведений в нашей программе зазвучали более жёские вещицы в стиле Ventures. Публика перестала посмеиваться. А когда мы заиграли нашу главную, можно сказать, козырную инструменталку, которую мы назвали "Степь", некоторые музыканты просто вскочили и подбежали к сцене, встав прямо передо мной. Играть импровизацию, когда тебя вплотную обступают любопытные музыканты, согласитесь, довольно сложно. Но я, чувствуя ответственность за группу, взял себя в руки и постаравшись не "обосраться", сыграл как смог. Когда мы закончили играть, все встали и долго аплодировали нам. Потом было обсуждение нашего выступления. Нас хвалили за то, что мы умеем слушать друг друга, играем с нюансами, что впервые тогда все услышали "гитару-орган". В своём выступлении Серёжа Дюжиков, тогдашний лучший гитарист, назвал меня лучшим гитаристом, после себя, конечно! Вобщем нам дали второе место после "Соколов". Хотели дать первое, но из-за того, что у нас была слишком хорошая аппаратура, дали второе.

Дело в том, что аппарат в который я играл, был по сути стереофоническим усилителем на лампах, в отдельном железном ящике. В один его канал играл я, а в другой Вова. Но самое главное заключалось в том, что когда его делал старший брат Витя, кроме ручки громкости он поставил регулятор чувствительности входа. Его нужно было выставить один раз и больше никогда не крутить, для этого у него был штырёк с прорезью для отвёртки. Однажды мне захотелось, во время игры, сделать погромче и я вместо отвёртки засунул в прорезь медиатор и повернул вправо до конца, сильно увиличив чувствительность усилителя. В это время я стоял лицом к колонке и поэтому образовалась так называемая "обратная связь". Одна струна, "Соль", завелась и стала звучать непрерывно, а играя на её фоне импровизации, можно было подумать что играет "гитара-орган" - мечта того времени! При этом звук был с искажением ( с фузом ). Вот почему все подумали, что я обладаю каким-то секретным эффектом, кроме, конечно, умения играть. В то время, а шёл 1968 год, шоу-бизнеса ещё и в помине не было, поэтому наш успех ни к чему не привёл. Однако жизнь диктует своё. Продолжая играть в баре, мы каждый день наблюдали за выходками местной шпаны и однажды, во время начала нашего выступления кто-то из них убил парня. Мы сразу же прекратили играть и утром следующего дня вывезли из бара свои инструменты и аппаратуру. Некоторое время мы нигде не играли, но вскоре нашу группу пригласили работать в кафе "Октябрь", расположеном на первом этаже одноимённого киноконцертного зала, на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат). Мы согласились, так как подумали - место хорошее, публика солидная и т.д. Но в первый же день нашей работы в этом кафе, туда с шумом завалилась знакомая компания шпаны из парка, во главе со своим королём Лёвой. Оказывается они долго искали нас по всей Москве и веселясь в тот вечер напротив, в "Метле" (кафе "Метелица") узнали, что мы рядом и решили зайти. Они были искренне рады, что нашли нас и твёрдо решили обосноваться на новом месте, в кафе "Октябрь", так как бар закрыли после убийства. Но мы решили иначе, и нас в этом кафе больше никто не видел. А через некоторое время, мы с удивлением узнали, что в Москонцерте появился ансамбль с нашим названием "Москвичи", но под управлением певца Юлия Слободкина, в котором пела тогда ещё никому не известная Алла Пугачёва. Кстати на бас-гитаре у них играл один из наших басистов Коля Ширяев. Вот как можно было в то время спокойно присвоить себе чужое, популярное название группы. Ю.Слободкин являлся братом Павла Слободкина - руководителя ВИА "Весёлые ребята", а этим всё сказано.



yurij 17 марта 2004 16:08
E-mail
Уж во всяком случае это ничем от штампов "Машины времени" не отличается.

Хотелось бы узнать, о каких штампах идёт речь.

Natasha 17 марта 2004 16:14
E-mail Цитирую Алексея Дидурова:

А то, что потом создала «Машина времени», уже стоит в миллиметре от Москонцерта. Причем не всегда слева. Все эти бесконечные машино-временные «паруса надежды», «острова надежды», «корабли надежды», все эти свечи («Пока горит свеча» и т. д.) — неужели не чувствуется, что это матрицы, наработанный жаргон?


yurij 17 марта 2004 19:12
E-mail Ну тогда Дедуров и "Веру, Надежду, Любовь" приплюсовал бы, только переименовал бы её в "Корабль, Надежда, Парус", как он это сделал по-видимому с "Сонечным островом". Тогда и "Старый корабль" приплюсовал бы ко всяким "надеждам". Вот только слова там не о море:
Был там и я и на толпу, глазея
С болью в душе, понял я вещь одну
Чтобы не стать этаким вот музеем
В нужный момент, лучше пойти ко дну

При желании в любой песне можно найти одинаковые слова и свести всё к матрице, вот только смысл песен разный - от зарисовок с натуры до филосовской "Разговор в поезде". А уж "Пока горит свеча" вообще в стороне стоит.

P.S. Оффтопик
Сегодня слышал новую песню "Би-2"
И это они поют для своих сопливых поклонников.
Примерно так:

Люди так счастливы
Что хочется двигаться
С каждой секундой
Быстрей и быстрей
Люди ночами делают новых людей...

Далее в том же духе

Домой...кассеты... молоток... помойка для "Би-2".

Natasha 18 марта 2004 9:28
E-mail Вот, что мне написал Анатолий Вейценфельд, прочитав наш разговор о книге Дидурова (выкладываю с его разрешения):
Наташ, прочитал вашу полемику по статье Дидурова

Ох уж этот мне литературоцентризм!
музыка - говно, играть не умеют, петь не умеют... зато слова!
У меня нет претензий к Галичу, что у него почти нет музыки - там мне ничего и не надо.
Но рок- это музыка прежде всего!
Дидуров - поэт, и музыку он просто не слышит.
В публичном диспуте я бы его размазал слоем в миллиметр.
Да еще этот извращенный патриотизм! Наши Звуки Му для него наверняка лучше Пинк Флойд.
"Тяжелый рок пестовал комсомол"! Ага, прямо весь утомился, пестуя!

Короче: Дидуров - талантливый литератор отчетливого маргинально-декадентского стиля, и он написал блестящее по стилю эссе, отражающее его художественное мировоззрение, ограниченное его же музыкальным невежеством.

А вот твой список его песен (из Розыгрыша и т.п.) - пример немного нечестный
Ведь и Галич писал жуткие официальные песни в середине 50-х, а Хачатурян так и вовсе "Песнь о Сталине"
Тут дело не в том, что тайный грешок нашла. А в том, что у человека настолько смещены эстетические позиции в сторону от нормального здорового "мейнстрима", что спорить почти не о чем.
Одно слово - маргинал!


Natasha 18 марта 2004 9:33
E-mail
Сегодня слышал новую песню "Би-2"
И это они поют для своих сопливых поклонников.

Ну что здесь можно сказать? В ответ могу привести только кусочек из книги Максима Капитановского.

Если вы думаете, что написать худшую песню проще простого, вы глубоко заблуждаетесь. Оказалось, гораздо труднее, чем я ожидал. Для начала пришлось себя представить лопоухим болваном, мучающим композиторов безумными текстами, вжиться покрепче в этот образ. Это-то мне удалось без труда. Достаточно было дня три к ряду .посмотреть телевизионные музыкальные программы и выкурить четыре пачки "Беломора". Получился вот такой шедевр:

Солнышко светит, цветочки цветут,
девичьи глазки мне спать не дают,
брови - дугою и нежный овал
крепко мне в душу однажды запал
и белый свет мне не мил уже стал.
Больше не стану я выпить нигде
и подниму я успехи в труде,
первым в работе стараюсь я стать,
станешь тогда ты меня замечать
и свиданья свои мне обещать.
Радуга в небе и птички поют,
двое влюбленных по травке пойдут
я твою руку возьму в сбой кулак,
светят мне губы твои, как маяк,
будет с тобой у нас счастье - нештяк, вот так.
Стану хвалить я одежду твою,
скажешь тогда ты мне робко "люблю"
будет счастливая наша семья,
вместе поедем в другие края,
потому что люблю -тебя я...
Вот примерно в таком разрезе, а особенно, как я считаю, удался припев:
Дождик капелью стучится: кап - кап,
купим с тобою мы плательный шкап,
поезд колесами дробит: тук - тук,
ты - мне друг и я - тебе тоже друг.

Так все-таки настоящего торжества и не получилось. Понимаете, не было у меня стопроцентной уверенности, что песня - худшая. А когда я по телевидению услышал: "Плейбой- клевый такой, мой милый бэйби, одет, как денди, с тобой я - леди, я так люблю тебя", меня охватила черная зависть и окончательно стало ясно - не в свои сани не садись.


George 18 марта 2004 10:01
E-mail
Вобщем нам дали второе место после "Соколов".


Интересный факт приведен в книге Марочкина.
Отец лидера этой группы (Ю. Ермакова) являлся начальником ПВО страны. По званию генерал. И очень часто выступления этой группы сопровождала охрана, выделенная отцом Ю.Ермакова

Mikhail 18 марта 2004 11:02
E-mail WWW
Ох уж этот мне литературоцентризм!
музыка - говно, играть не умеют, петь не умеют... зато слова!

Козлов еще в предисловии к своей книге о всемирной истории рок-музыки четко обзначил раздел - никакие тексты, слова и социальный протест отношения к рок-музыке не имеют. Музыка интернациональна по своей природе, хорошая поэзия и литература - социальны. Обсуждать здесь нечего. Но в книге Дидурова четко обозначены корни того явления, которое музыканты называют "говно-рок", слабовольные литераторы называют - "русским роком".
И как бы там ни было мы прекраснознаем о каком направлении музыки пишет Дидуров, а теперь знаем как оно правильно называется - панк.

zinwest 18 окт. 2004 15:56
WWW Название ансамбля "Летучий Голландец" явилось
пророческим. Подобно одноимённой легенде нас,
практически, никто не видел и не слышал ...
и лишь только песни, написанные нами три десятилетия
назад, всё это время не давали мне покоя, блуждая по
волнам моей памяти ...
Чувствуя за собой долг перед моими родными, друзьями,
знакомыми и (нe люблю громких слов, но это так) перед
нашей молодостью, я решил через 35 лет выпустить наши
песни на волю, дабы они, наконец то, стали достоянием всех ...
3/26/1998
Летучий Голландец[/http://zimych.hit.to/]




(Сообщение отредактировал zinwest 29 окт. 2004 3:25)


(Сообщение отредактировал zinwest 10 марта 2008 4:46)


(Сообщение отредактировал zinwest 29 нояб. 2009 18:40)

-----
Zimych

Sasha 19 окт. 2004 18:08
E-mail !!!! ..... Извините, Зиновий, это что записи 60-х?!
А "Крокодил" сейчас одна из любимых песенок моих детей!
Правда текст за это время здорово деформировался, передаваясь от одного дворового барда другому, но ведь жива песня!
Спасибо Вам большое, получил несказанное удовольствие!

zinwest 20 окт. 2004 2:05
WWW Запись 60-х на ленте 6, 25 была испорчена тогдашним клеем на основе ацетона, затем с большими потерями была переписана на компакт касету и слушать её сегодня одно расстройство: звук вибрирует (детонация), пропуски от склеек, к тому же запись сделана на репетиции, где только три муз_та: Коля Ширяев, Валера Нечаев и я - фальшивим, путаем слова...но поём одержимо и с большим интузиазмом! Поэтому мне пришлось заново, в одночку, перепеть все песни (только 20), но вместе с тем сохранить дух и звучание того времени, а так же акустику Клуба 6-го Автобусного Парка в Марьиной Роще...





(Сообщение отредактировал zinwest 20 окт. 2004 4:19)

Переход к теме
<< Назад Вперед >>
Одна страница