Игорь Гранов |
||
Входя в кабинет, сразу обращаешь внимание на большой фотографический портрет: Игорь Гранов вместе с Луи Армстронгом... Игорь Яковлевич Гранов - композитор, действительный член Российской академии естественных наук, вице-президент Международного союза деятелей эстрадного искусства, лауреат международных эстрадных конкурсов, доктор искусствоведения, профессор. Заслуженный артист России, ветеран труда. Всего и не перечислить, но... лучше по порядку. Игорь Гранов родился в Москве 9 февраля 1938 года. В 45-м поступил в общеобразовательную и музыкальную школы. Окончил их в 52-м и вплоть до 56 года учился в музыкальном училище им. Октябрьской Революции. Затем преподавал теорию музыки и вел хор старших классов в детской музыкальной школе им. И.О.Дунаевского. Однако рассказывать об артисте, используя только биографические факты неловко, ибо путь неординарного человека - неформален, и его трудно описать сухим языком дат. А главное событие, которое с юности определило жизнь Игоря Гранова - это самозабвенное увлечение джазом. В середине 50-х годов на танцевальные площадки Москвы часто приглашали музыкантов из оркестров Рознера и Утесова, из лучших музыкальных учебных заведений. В их числе для танцующих играл на фортепиано и аккордеоне Игорь Гранов. Тогда на него обратили внимание старшие товарищи, и в 1957 году он получил приглашение поработать в Москонцерте, в джаз-секстете Михаила Волоха. С этого момента началась эстрадная карьера молодого музыканта. В течение трех лет он выступал в составе джазового ансамбля, прежде чем приступить к реализации собственных артистических замыслов. Тогда же произошла встреча с Тамарой Миансаровой - замечательной певицей с высоким голосом классического диапазона, - и у Игоря Гранова возникла идея перепрофилировать ее для исполнения эстрадного репертуара. Начали репетировать, и успех не замедлил сказаться: вскоре Тамара Миансарова стала победителем музыкального фестиваля в Сопоте, а затем лауреатом еще 5 престижных конкурсов. Одновременно завязалось сотрудничество с известным конферансье Эмилем Радовым, для творческих вечеров которого Игорь Гранов сочинял музыку. В их совместной программе "И смех, и песни, и любовь" впервые зазвучали имена Льва Барашкова и Аиды Ведищевой: наверное, в нашей стране не найдется человека, который не знает их мелодических "визитных карточек": "А под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги" и "Где-то на белом свете, там, где всегда мороз, трутся спиной медведи о земную ось". Чтобы эти таланты стали известны миллионам советских людей, кто-то должен был взять на себя роль импресарио и администратора. Игорь Гранов включился в эту каждодневную и очень хлопотную работу. В 1968- 69 годах в составе Советского мюзик-холла дирижер Игорь Гранов отправляется в турне по обеим Америкам: от чилийской Огненной Земли до канадской тайги. Именно тогда во Дворце спорта Мехико состоялось знакомство с величайшим джазменом Луи Армстронгом. Было удивительно, как тонко в свои выступления Армстронг привносил элементы театрализации. Но на вопрос, почему на концертах варьете Луи не исполняет серьезных джазовых композиций, тот отвечал, что для их восприятия слушатель должен быть очень хорошо подготовлен, а такая аудитория - редкость, поэтому для широкой публики следует исполнять мелодии попроще, однако на высочайшем профессиональном уровне. Опыт, приобретенный на гастролях, оказался чрезвычайно плодотворным: зародилась мысль создать на советской эстраде нечто принципиально новое. Так возник жанр вокально-инструментальных ансамблей и появился первенец этого масштабного музыкального явления, которое на 70-е и 80-е годы определило характер отечественной эстрадной культуры, - ВИА "Голубые гитары" под руководством Игоря Гранова. Из этого ансамбля вышел ряд ярких артистов: Игорь Крутой, Вячеслав Малежик, Игорь Офицеров, Роксана Бабаян и другие. Уже позже зазвучат голоса "Веселых ребят", "Самоцветов", "Поющих сердец", уже позже за спиной каждого певца или певицы появится свой ВИА, и зрительский интерес к этой исполнительской манере пойдет на спад. А пока, в 69-м, Игорь Гранов, преодолевая косность советской бюрократии, доказывал перспективность возникновения на эстраде коллективов, где артисты сочетают в себе качества сочинителей, музыкантов и певцов. И огромную помощь в этом ему оказала выдающаяся классическая певица и светлая личность Надежда Апполинарьевна Казанцева. Удалось! Первый ВИА сразу привлек к себе внимание радио и телевидения. Гастроли "Голубых гитар" собирали аншлаги на всех площадках СССР, а работа коллектива по созданию сценического образа была просто титанической. На пике популярности давали по 5 концертов в день в громадном спорткомплексе Челябинска, и это означало, что музыканты ежедневно проводили на сцене 10 и более часов, а потом еще репетировали. И отдыхали лишь во время переездов из города в город. Хотя, какой отдых в дороге? В 1973 году Игорь Гранов окончил Высшие режиссерские курсы при Государственном институте театрального искусства им. Луначарского и свой дипломный концерт поставил на главной сцене страны в Кремлевском Дворце съездов. И уже начала оформляться новая масштабная идея - воссоздание на эстраде крупного концертно-театрального представления. |
Что такое мюзикл сегодня известно каждому, но мало кто знает, что первым отечественным мюзиклом стала композиторская и режиссерская работа Игоря Гранова "Красная Шапочка, Серый Волк и "Голубые гитары"". Сценарий для нее написал Аркадий Хаит, а стихи к песням - Леонид Дербенев. Много неожиданных трудностей возникало перед "эстрадными первопроходцами". Музыкантов, которые отлично умели подать себя зрителю во время концерта, надо было учить театральному мастерству: как передвигаться во время постановки, как мимикой и через разговор передавать драматический сюжет. Например, у Малежика были существенные проблемы с ролью Серого Волка, а вот Роксана Бабаян органично вошла в образ Бабы Яги. Но в результате получился добротный мюзикл, вслед за которым при творческом участии Леонида Дербенева и Леона Измайлова увидели свет спектакли "Телешоу", "Телепанорама" и множество других постановок во дворцах культуры и спорта, на стадионах разных городов Советского Союза и России. Известно веселое, ироничное отношение артистов к жизни. И в конце многочисленных гастролей, в которых принимал участие Игорь Гранов, непременно устраивался так называемый "зеленый концерт". Его уникальность была в том, чтобы на глазах у зрителей разными способами разыграть товарищей по сцене. Скажем, певец исполняет номер, а сзади него вдруг проходит человек со скрипичным футляром, на которого тут же переключается внимание публики. Потом человек с футляром проходит в другую сторону, а когда он появляется в третий раз, зал уже взрывается хохотом, а отчего - певцу-то, стоящему лицом к аудитории, непонятно. Или перед выступлением пианиста на клавиши инструмента рассыпают табачную пыль - и не сложно представить, что происходит с исполнителем после того, как его виртуозные пальцы начинают эту пыль сбивать. А кому-то перед выходом на сцену в карман костюма раз за разом незаметно подкладывают гайку, и от подобных находок человеку недалеко до тихого помешательства на этой самой непонятной "гаечной" почве. Представляя отечественную эстраду, Игорь Гранов неоднократно выступал в странах Европы, Азии, Африки и Америки. Он лауреат Международного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки 1960 года. В 1964 году во вре мя гастролей в Кампучии и Лаосе за исполнительское мастерство он был награжден Золотой и Серебряной медалями конкурсной программы. Он удостоен звания лауреата на фестивале "Братиславская лира" в 1973 году, а в 1978 году - на Международном музыкальном форуме в Дрездене. С1980 года песни на музыку Игоря Гранова регулярно получали высшие награды в телевизионном конкурсе "Песня года", и как среди них не вспомнить, например, "Вишня! Спелая вишня! Как же так вышло, скажи?". Широкую известность получили хиты разных лет "Двадцатый век", "Человек придумал песню", "Первый поцелуй", "Век победы", "Чукча в чуме", цикл песен на стихи Сергея Есенина, музыка для кинофильма "Любовь немолодого человека". Творчество Игоря Яковлевича обнажило в его характере два замечательных таланта - композитора и организатора. Сегодня Гранов- увенчанный многими наградами мэтр российской эстрады, предприниматель и общественный деятель. Он возглавляет Дом эстрады, сценографии и менеджмента "Музыка", а также является членом научного совета Института политических технологий. За диссертацию "Взаимодействие искусства и коммерции в музыкальной эстраде" ему присвоено звание доктора ис кусствоведения Международной академии наук Сан-Марино. У Игоря Гранова обширные научные интересы в области философии и эзотерики. В 2001 году Игорь Гранов был удостоен звания действительного члена Россйской Академии естественных наук и получил звание академика. За развитие ноосферных знаний и технологий РАЕН присудила ему в 2003 году почетное звание "Рыцарь науки и искусств" и наградной знак, на котором выгравирован девиз "Разум. Доблесть. Честь". В марте 2003 года Европейская академия естественных наук (Германия) наградила И.Я.Гранова дипломом и орденом "Большая звезда в золотой короне", а научное общество Ганновера - орденом "Золотой орел". На протяжении последних 10 лет Игорь Гранов шефствует над Домом культуры для инвалидов "Надежда", пишет музыку для детских программ Народного коллектива России концертно-театральной шоу-студии "Игра", которую возглавляют ученики композитора Татьяна и Игорь Новиковы, предоставляет этому ансамблю сценическое оборудование и творческие консультации. А недавно в ДК "Надежда" друзья и поклонники Игоря Яковлевича отмечали его 65-летие. И кто-то, вспоминая разнообразные достоинства и заслуги юбиляра, предложил присвоить Гранову персональное артистическое звание - Многогранов, ибо многолетним трудом этот человек доказал свое право воплощать в жизнь самые смелые творческие идеи. Кстати, со следующего номера в нашей газете Игорь Гранов открывает постоянную рубрику "Музыкальная мозаика". Сергей Овчинников |
|
ВИА "Лейся песня" История Дискография Утренняя почта | ||
Copyright 2005 "Популярная советская песня" Материалы предоставлены Игорем Грановым специально для размещения на сайте popsa.info |