"Звуки МУ"


Рок-группа (Москва). <Когда они в ударе, - написал один американский журнал, - это, быть может, лучшая группа в мире>. Лидер группы певец, гитарист и автор песен Петр Мамонов заинтересовался рок-музыкой еще в начале 60-х годов, играл на гитаре в школьной группе <ЭКСПРЕСС>, однако, в то время так и не связал свою жизнь с музыкой и в дальнейшем сменил множество самых разных занятий - от переводчика до лифтера, прежде чем в начале 80-х годов снова вернулся к рок-н-роллу.

В 1981 Мамонов и его школьный приятель Александр Липницкий, на протяжении многих лет связанный с подпольной рок-сценой Москвы и Ленинграда (в его квартире на Каретном жили, а порой и выступали <АКВАРИУМ>, <КИНО>, <ЗООПАРК> и многие другие), начали репетировать, пытаясь найти собственную формулу звучания. Некоторое время с ними играл живший тогда в Москве ленинградский художник-концептуалист и музыкант Сергей <Африка> Бугаев. Состав: Мамонов, (гитара, вокал), Липницкий (бас) и Бугаев (перкуссия). Они дали несколько квартирных концертов, наделавших немало шума в московских околомузыкальных кругах, однако более активно дела <ЗВУКОВ МУ> (имя это, по преданию, восходило к фразе <звуки московских улиц>, хотя определенную роль в этом выборе, вероятно, сыграло и название знаменитого фильма <Звуки музыки>) пошли, когда к Мамонову и Липницкому присоединился студент Московского энергетического института, способный пианист и аранжировщик Павел Хотин (в то время известный как Пабло Менгес).

Дебют <ЗВУКОВ МУ> состоялся в школе, где некогда учились оба основателя группы. Участие в нем приняли <БРАВО>, Сергей Рыженко (<ПОСЛЕДНИЙ ШАНС>), Василий Шумов (<ЦЕНТР>) и ряд других московских и ленинградскских музыкантов. Концерт вылился в небольшой, но насыщенный событиями мини-фестиваль, после которого группа на полтора года ушла в подполье. Следующий этап в их биографии начался лишь в апреле 1985, когда <ЗВУКИ МУ> прошли прослушивание в Доме самодеятельного творчества, а чуть позже стали членами Московской рок-лаборатории.

Осенью 1985 состав группы пополнили Александр <Фагот> Александров (фагот), который в конце 70-х годов играл с <АКВАРИУМОМ>, а также Михаил Жуков (перкуссия), известный по работе во многих экспериментально-джазовых проектах.

В июне 1986 <ЗВУКИ МУ> выступили на закрытии сезона в Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ, где оказались единственными, кто выглядел убедительно и интересно на фоне именитых гостей из Ленинграда (<АКВАРИУМ>, <АЛИСА>, <КИНО>), а следующей зимой, когда в группе появился гитарист Алексей Бортничук,а Жукова сменил Алексей Павлов, они с успехом выступили в ленинградском Дворце молодежи. В середине 80-х годов группа записала ряд магнитофонных альбомов, изданных лишь десятилетие спустя.

Начиная с 1988 <ЗВУКИ МУ> начали выезжать за пределы отечества: весной 1988 они выступали с близкими по музыкальной эстетике PERE UBU на фестивале альтернативной культуры в Будапеште, позднее в том же году сыграли на фестивале в Варшаве и дали серию концертов в Италии. В этот период внимание на группу обратил известный британский музыкант и продюсер, бывший участник ROXY MUSIC Брайан Ино, в то время открывший собственную группу OPAL RECORDS и искавший для него нетрадиционно мыслящих клиентов. Ино спродюсировал дебютный альбом <ЗВУКОВ МУ>, вышедший в Британии в начале 1989 и удостоившийся серии одобрительных рецензий и откликов тамошней музыкальной прессы. Группа посетила Британские острова, дала там несколько концертов, рекламируя вышедшую пластинку, однако, в конце того же года под давлением все нараставших разногласий между Мамоновым и Липницким объявила о прекращении своего существования. Последнее выступление <классического> состава группы состоялось в октябре 1989 на очередном фестивале Рок-лаборатории.

Участники группы разошлись в разные стороны: Липницкий стал заниматься этнической музыкой, менеджировал молодую группу <АТАС> и снимал клипы и документальные фильмы на материалах своего богатого видеоархива; Хотин играл в группе Джоанны Стингрей, а позднее стал менеджером клуба <Акватория>; Павлов, на время покинув музыку, вернулся в нее уже в качестве ди-джея и ныне известен как МДМС Павлов.

Мамонов, которого активно интересовало кино (еще в середине 80-х годов он принимал участие в съемках документальной ленты на ЦСДФ), на рубеже 90-х годов снялся в фильме <Игла> Рашида Нугманова (1988), где сыграл оппонента Цоя и главного отрицательного персонажа, и <Такси-блюз> Павла Лунгина (1990), где его героем стал отставной музыкант Селиверстов.

Возвращение Мамонова на сцену состоялось в 1990, когда он воссоединился с братом в новой группе <МАМОНОВ И АЛЕКСЕЙ>, которая отразила его интерес к минимализму и современным музыкальным технологиям. Они сделали совместную программу с бывшим лидером <ЦЕНТРА> Василием Шумовым и несколько раз показали ее в Москве и Ленинграде.

В начале 90-х годов Мамонов сыграл главную роль в пьесе <Лысый брюнет>, написанной специально для него и поставленной в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. Для участия в спектакле он снова собрал группу, к которой присоединился бас-гитарист Евгений Казанцев (экс-<КАРНАВАЛ>, <СВ>, <РОК-АТЕЛЬЕ>) и барабанщик Юрий Кистенев (экс-<АЛЬЯНС>).

Этот расширенный состав гастролировал с театром, выступая также с концертами, в которых исполнял как современный материал, так и хиты времен <ЗВУКОВ МУ>, что и побудило его возродить популярное название. В этом качестве новые <ЗВУКИ МУ> выпустили альбом <Грубый закат> (1994) и <Жизнь амфибий как она есть> (1996). В конце 90-х годов Мамонов значительно сократил свою активность как в музыке, так и в театре.

Андрей Бурлака


Дискография

Начни с начала Не забывай Утренняя почта
Copyright 2002 "Популярная советская песня"
Вы можете использовать наши материалы в некомерческих целях, при условиии сохранения авторства и указания ссылки на сервер popsa.info.