Меломанам со стажем не надо объяснять, что такое ВИА "Самоцветы". Ведь по тиражам пластинок, количеству шлягеров (таких, как "Увезу тебя я в тундру", "Мой адрес Советский Союз", "Не повторяется такое никогда", "Добрые приметы", "Не надо печалиться", "Школьный бал", "Багульник", "Там за облаками" и др.), вошедших в "золотой фонд" советской эстрады 70-80-х, по популярности и особенно по количеству "звезд", до сих пор сверкающих на отечественном небосклоне, ансамбль намертво застолбил первое место. Сегодня им принадлежит еще один "вечный" рекорд - долголетия. Тридцать три года спустя ВИА "Самоцветы" вновь выступают в переполненных залах, и выводит их бессменный руководитель, основатель ансамбля Юрий Маликов.
Юрий Федорович, вы случайно в школе не были вундеркиндом?
Нет, я был нормальный. То есть учился хорошо, имел математические наклонности, уже понемногу занимался музыкой. Отец привез с войны маленький трофейный аккордеончик, и первое, что я сыграл на нем, не зная нот, на слух, - "Танец маленьких лебедей" Чайковского, потом "Чардаш" Монти. В 54-м году наша семья переехала в Подмосковье, там я с отличием закончил 7 классов и поступил в подольский индустриальный техникум на отделение контрольно-измерительных приборов. Параллельно учился в вечерней музыкальной школе по классу контрабаса.
Почему выбрали именно контрабас?
Преподаватели мне сказали, что учиться играть на любом другом инструменте уже поздно. Если, конечно, я хочу достичь значительных успехов (а именно такая задача передо мной стояла!): Впервые я увидел в деле этот инструмент в эстрадно-джазовом оркестре на новогоднем балу, и сразу влюбился в эстрадную музыку. Потом был фильм "Серенада солнечной долины", меня настолько потряс оркестр Гленна Миллера и я понял: не буду ничем другим заниматься серьезно, кроме музыки. Как раз в то время в техникуме в наш кружок купили контрабас. С тех пор он стал мой - 24 часа в сутки я его почти не выпускал из рук. Занимался:
А как же личная жизнь - любимый футбол, девушки?
Естественно, все это было! Когда я уже стал играть в джазовом оркестре, - все девушки техникума и вообще Подольска были мои. Я был парень видный, к тому же у нас же был лучший оркестр в городе. Потом мне повезло - освободилось место в Мосэстраде и меня пригласили на профессиональную работу. Вместо того, чтобы сдавать экзамены в технический вуз, я все бросил и уехал на гастроли.
Вы начали заниматься музыкой в период оттепели, а закончили консерваторию уже после событий в Праге, когда по всей стране началось завинчивание гаек. Как это ощущалось музыкантами?
Через отношение к джазу, в первую очередь. Я застал время, когда джаз нельзя было объявлять со сцены - объявляли "эстрадный оркестр". А в 62-м году была настоящая оттепель - открылось кафе "Молодежное", стали проводиться джазовые фестивали, на одном из которых я стал лауреатом и как контрабасист занял третье место. Что касается чешских событий, то на музыке это никак не отразилось, процесс уже невозможно было остановить, потому что уже были "Ролинг стоунз" и "Битлз". Пришло другое поколение молодежи, увлекающееся гитарной музыкой. И хотя она считалась "тлетворным влиянием Запада" и была под негласным полузапретом, - уже появились "Поющие гитары", "Веселые ребята", "Песняры":
Это правда, что в консерватории вашим учителем был Ростропович?
Не совсем. Мстислав Леопольдович, как завкафедрой виолончели и контрабаса, принимал у нас экзамены, и, конечно, мы часто общались: Дальше консерватории меня не хватило. Надо было поступать в аспирантуру, у меня была возможность даже попасть в Большой театр или оркестр Светланова, но... я к тому времени был женатым человеком, нужно было думать о семье. К тому же так не хотелось всю жизнь играть в симфоническом оркестре, хотелось заниматься своим делом. В 70-м году меня рекомендовали на выставку "Экспо-70" в Японию, которая перевернула всю мою жизнь:
Известно, что все заработанные на выставке деньги вы потратили на аппаратуру для будущего ансамбля. На что же жили?
Нас подкармливали на выставке - там была своя спецкухня. А суточные (в течение восьми месяцев мы получали по шесть-семь долларов в день) - экономил. В результате образовалась сумма в две тысячи долларов - по тем временам это были сумасшедшие деньги. Я привез 15 ящиков профессиональной японской аппаратуры, которой в СССР не было ни у кого, - гитары, усилители, микрофоны, стереомагнитофон. Тогда в СССР слово-то "стерео" не знали, в ходу были только приемник "Спидола" и динамик Кинап", через который кинотеатры озвучивали. Уже потом - буквально через полгода - бум на завоз аппаратуры начался.
С вашей стороны это был продуманный шаг или:?
Авантюра чистой воды! Она не имела бы права на жизнь, если бы не мое консерваторское образование и мой авторитет в Москонцерте. И если бы не Борис Сергеевич Брунов, который еще в Японии понял, что я хочу сделать что-то новое на эстраде и очень поддержал, познакомил с Катей Тархановой, режиссером с радиостанции "С добрым утром": Я летел в Москву как на крыльях. В Хабаровске еле-еле мой груз взяли - не было денег, чтобы заплатить за перевес, выручали попутчики. В аэропорту меня встречала жена - счастливая, думала, что привезу подарки:
Золото-бриллианты?
Нет, оттуда везли черный жемчуг... Она недавно родила Диму, бросила любимую работу, ждала восемь месяцев, до этого мы купили квартиру, маленькую двухкомнатную на первом этаже и за нее надо было расплачиваться. И тут являюсь я с пятнадцатью ящиками. Естественно она настроена была скептически - не разговаривала со мной: целый час.
В то время можно было прийти к руководству Москонцерта и запросто сказать: "Я буду создавать свой ВИА"?
Ничего подобного - нужна была творческая идея! А она у меня была. Тогда все ансамбли пели в основном иностранные песни или песни самодеятельных авторов. Я решил обратиться к профессиональным композиторам и поэтам и, благодаря тщательнейшему отбору, сделать репертуар, который интересен, в первую очередь, молодежи. Это в итоге оказалось интересно, актуально и понравилось зрителям. Мы стали первым ВИА, который стал петь песни советских композиторов.
Вы уже заранее знали, кого пригласите в свой коллектив?
Ничего не знал. У меня было много знакомых музыкантов москонцертовских, но с ними сложно было создать что-то новое - нужно было искать свежую кровь, иначе получился бы нафталин: С приходом Славы Добрынина (тогда он носил фамилию Антонов), Эдуарда Кролика, Леши Пузырева стало что-то вырисовываться. Когда я их нашел в клубе 3-го таксомоторного парка на улице Вавилова и стал приглашать, они посмотрели на меня как на ненормального: мы, мол, свободные люди, зачем нам профессиональная сцена?.. Мы взяли уникального вокалиста Леву Пильщика, который пел не хуже модного в то время в СССР Тома Джонса (к тому же еще и внешне был похож на него), очень способного флейтиста с консерваторской закваской Глеба Мая:
Говорили, что у него был роман с внучкой Брежнева - Викой. И все угорали, когда к дверям скромного клубика подкатывал лимузин, оттуда вылезал маленький Глеб, быстро чмокал в щеку свою пассию и бежал репетировать.
Да, было. Насколько я помню, ему запретили с ней встречаться: Эти ребята оказались первыми росточками свежей мысли музыкальной. В конце концов выделилась основная группа исполнителей, с которыми и записывались потом самые известные наши песни. Это Ирина Шачнева, Сергей Березин, Геннадий Жарков, Валентин Дьяконов, Анатолий Могилевский, Юрий Петерсон, Николай Раппопорт.
У "Самоцветов" нет дня рождения, есть только год рождения:
Да - 70-й! В сентябре мы начали репетировать. В июне 1971-го сдали программу, 31 июля первый концерт, 8 августа - первый эфир в "Добром утре", после которого мы проснулись знаменитыми.
Все эти годы ходили слухи, что не обошлось без огромного блата или сотрудничества Маликова с органами КГБ, партийными чиновниками. Что осталось за кулисами истории такого стремительного взлета "Самоцветов"?
Только то, что в Москонцерте я возглавлял комсомольскую организацию, а потом вступил в партию - вот вся моя близость к официальной власти и весь "компромат". Я никогда в жизни не занимал никаких должностей, все мое сотрудничество с партийными структурами ограничивалось уплатой партийных взносов.
Существуют разные мнения, откуда взялось название ансамбля. Якобы "взяли из песни", "читатели придумали":
Действительно был объявлен конкурс, приходили мешки читательских писем с вариантами. Но все они отметались: Олег Анофриев, которому мы тогда параллельно аккомпанировали, предложил назвать "Бременские музыканты". А потом мы приехали в Донецк - Слава Добрынин, я и Олег - зашли в универмаг и смотрим там отдел "Русские самоцветы". Олег говорит: "Запиши, может, пригодится:" Я тогда все записывал - уже было больше тысячи вариантов: И была песня "Увезу тебя я в тундру", где мы пели: "Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем:" Я принял решение: "Русские" убрал, "Самоцветы" оставил.
В чем причина вашей невиданной популярности?
На наши песни работала, можно сказать, вся страна в лице Союза композиторов и Союза писателей. Нам присылали песни изо всех уголков страны, и мы выбирали лучшее, и подчас пели никому не известных авторов, и они становились хитами. Не все шло гладко: некоторые песни ребята принимали в штыки (например, "У деревни Крюково" или "Все, что в жизни есть у меня"), а бывало, что авторы были категорически против наших аранжировок. Помню, замечательный композитор Туликов вообще был против исполнения нами песни "Не повторяется такое никогда", потому что параллельно ее записала Майя Кристалинская. Майя была прекрасная певица, просто она эту песню плохо сделала, а "Самоцветы" ее спели изумительно. И об этом Туликову сказала его дочка. "Ты хочешь загубить песню? Тогда пусть поет Кристалинская свой фокстротик:" А песню "Мой адрес - Советский Союз" "браковали" на каждом шагу:
В народе ее прозвали "песней алиментщика". Кстати, как она оказалась в вашем репертуаре?
На концерте "Песня года-71" один из лауреатов поэт Владимир Харитонов вышел и сказал "Я прочитаю стихи и очень хочу, чтобы получилась песня и на будущий год стала лауреатом". В зале сидел Давид Тухманов, который, как говорили, с кем-то поспорил, что на любые стихи напишет песню и сделает ее хитом. И написал, предложил ее нам. Песня "Мой адрес - Советский Союз" мне сразу понравилась. Я в тот момент не думал о глобальном Советском Союзе, она мне показалась такой костровой. Наша запись попала на объявленный радиостанцией "Юность" закрытый конкурс. Там каждая песня шла под номером - кто ее написал и кто исполняет, держалось в тайне. И ее вычеркнули. Когда открылось, что авторы - Харитонов и Тухманов (авторы "Дня Победы"), а поют "Самоцветы", ее стали всячески продвигать, отдали на "Мелодию", вышла пластинка. Ее услышал тогдашний председатель всесоюзного комитета по радиовещанию и телевидению Лапин и высказал пожелание: переписать вокал, убрать всю лирику, сделать более кондовый, строевой вариант. Иначе - запрет. Долго думали - как быть, и решили рискнуть. Переписали вокал, сделали его нарочито грубоватым, солдафонским и один раз прокрутили по радио в тот момент, когда слушал Лапин... А потом песня "Мой адрес - Советский Союз" потом стала лауреатом в первоначальной записи, и долгие годы была нашей визитной карточкой: ею начинался и заканчивался каждый концерт.
Были случаи, когда вы отказались от песни, а потом она становилась супершлягером?
Один раз. Когда Владимир Шаинский предложил нам спеть его новую песню, мы должны были срочно уехать на гастроли, а когда вернулись, оказалось, что ее уже записали "Песняры". Она называлась "Березовый сок". Прекрасная песня! Но чувства сожаления не было. Наоборот, я счастлив, что ее так гениально спели именно они, потому что, на мой взгляд, "Песняры" - советский коллектив номер один.
А вы в тройке?
Мое мнение: в истории должны остаться три коллектива, нет - пять. В первую очередь это, конечно, "Поющие гитары" как основатели жанра ВИА в СССР, "Песняры" - с точки зрения профессионализма. Еще феноменальные успехи были у "Веселых ребят", "Голубых гитар". Ну и у нас:
Какие еще легенды и слухи ходили о "Самоцветах" ходят до сих пор?
Разные. Например, почему распался ансамбль.
Лично я слышал такой: "Самоцветы" запретили власти, не простив огромной народной любви:
В 74-м году на гастролях в Ижевске Валя Дьяконов поехал на рыбалку, там его, я так думаю, подпоили друзья, и он не явился на концерт. А в тот день было три сольных концерта, Валя был там очень сильно задействован, и программа без него провисала. Я искренне делил горбушку с каждым из участников, у нас были добрые отношения. Но когда человек своих же друзей, как сейчас говорят, кидает: Конечно, надо было подойти, шепнуть ему все, что я думаю по этому поводу на ушко, а на следующий день уволить и взять другого певца. Хитрые и умные люди так и поступали. А я был слишком нормальным, неподлым и высказал при всех: Годы спустя ребята пришли, все и открылось - кто их подговаривал, как: Коле Раппопорту нужна была власть - он хотел быть руководителем. К тому времени он на улице оказался - уехал на четыре месяца, думал, будем его ждать, а мы взяли другого. Он затаил обиду и со своим другом Березиным подговорили ребят. Все началось с рыбалки, а закончилось: Мы съездили в Латинскую Америку, приехали, отработали 10 концертов-аншлагов на стадионе "Динамо" и: они пошли на меня куда-то жаловаться, писали письма в горком партии.
Вы знали об этом?
Конечно! Мне было абсолютно все равно. Им сказали: "Если хотите, делайте другой ансамбль!" Они стали называться "Пламя".
Вы опять начинали с нуля?
Нет. Со мной уже работали Володя Винокур, Саша Брондман, Женя Курбаков, постановочная группа была. Поэтому через двадцать дней мы уже поехали на гастроли с новым составом. Хотя, признаюсь, момент был сложный - недруги торжествовали:
Это правда, что Владимир Винокур в качестве пародиста дебютировал в "Самоцветах"?
Володя закончил ГИТИС и поступил стажером в московский театр оперетты. Мне его рекомендовал близкий друг, музыкант Михаил Банк. Сказал: "Посмотри, какой парень хороший - поет, всех веселит за кулисами". И я его пригласил. Он думал, что на роль певца, а как раз как вокалист, по жанру он никак не подходил, но очень был оригинальный человек в своем зародыше. И мы с ним начали придумывать, куда бы направить его талант - ведь два часа слушать одни песни скучновато, требовалось оригиналинки:Я был автором его первого номера - пародии на Магомаева, Сличенко, Хазанова и Высоцкого: Он спрашивал: "Чем я хуже Магомаева?" "Ты лучше, - отвечал я, - но петь под него нельзя, а пародировать можно". Потом он сам стал всякие связочки придумывать - пародии на Папанова, Леонова. И прекрасно стало получаться. В итоге Володя своей второй семьей и родиной считает "Самоцветы".
При любом режиме всегда есть любимчики, придворные исполнители, без которых не обходится ни один юбилейный концерт, ни один праздник. "Самоцветы" 70-х из этого разряда?
Что вы! Придворные - это Большой театр, балет, опера, филармония, хоры - фольклорные, народные: А эстрада всегда была на самых задворках, ее только сейчас подпустили поближе чуть-чуть, благодаря, так сказать, демократическим преобразованиям. Всего два раза в жизни я участвовал в концертах для первых лиц государства. Первый раз - в 1973 году - я был в числе музыкантов, выступавших во время торжественного отправления на БАМ группы строителей. Тогдашний генсек Леонид Ильич Брежнев лично пожал всем руки, поблагодарил и спросил у администрации: "А вы их покормили?" В тот вечер я забыл за кулисами коллекционный смычок от контрабаса, и долгое время не мог получить его назад, пришлось даже писать заявление. В другой раз пришлось выступать для четверых человек - Виктора Черномырдина, Леонида Кучмы и их жен. Это был уникальный концерт в Горках-9 18 мая 1997 года.
|
|
В тот день они подписали очень важный договор о Черноморском флоте, и по этому случаю был устроен маленький закрытый прием в честь президента Украины. Было всего несколько исполнителей, в том числе и "Самоцветы" - это было личное пожелание Виктора Степановича. Потом нам сказали, что "зрители" хотят спеть с нами на посошок. Посошок затянулся на несколько часов, песни чередовались с тостами. На столах - лучшая водочка, коньячок, вино, шашлычки... Потом Леонид Кучма взял гитару и тоже спел для нас. Между прочим, он прекрасно играет на гитаре и здорово поет. Что интересно, у него жена русская, а у Черномырдина - украинка. Мы пели хором русские и украинские песни. И тем самым, как говорится, поставили под договором культурную точку. А ведь в те времена была напряженночка между нашими странами из-за флота, могли и пальнуть кое-куда:
Вы были одними из первых, кто приехал с концертами в Афганистан. Что больше всего запомнилось?
Обстрелы: Это было начало 80-го года. Борис Громов, он был тогда еще полковником, сказал, что очень важно лететь именно в самую отдаленную точку (Диларама, кажется, это место называлось), хотя там находились бойцов 20-30. Под жутким обстрелом прилетели на трех вертолетах, а там уже месяц электричества нет - подключаться не к чему. Сначала немножко растерялись, а потом больше часа играли на открытом воздухе - под аккомпанемент акустической гитары, губной клавиатурки, саксафончика и бубна. Зато голоса были живые... Еще запомнилось, как в Кабуле нас в полку авиационном разместили. Приходим в казарму - вокруг двухъярусные кровати, а на одной стоит тарелочка, стаканчик граненый и на нем кусочек хлеба. Нам говорят: "Эту постель, пожалуйста, не занимайте. Вчера нашего друга подбили:" За долгую гастрольную жизнь были разные экстремальные ситуации. Например, в Польше чудом не погибли. Мы жили во время гастролей на генеральской даче, а ночью караульный уснул, отказала вентиляционная система и произошла утечка угарного газа из печки. Я совершенно случайно проснулся только потому, что накануне напились чаю и появилась естественная потребность сходить до ветру: Я встал и упал - так меня качнуло. Но я упал так громко, что еще кто-то проснулся, стали в темноте друг друга толкать, выносить тех, кто был без сознания. Еще пару часов и все - мы бы сейчас не разговаривали.
Припомните что-нибудь веселенькое?
У нас был машинист сцены Иван Михалыч, огромный такой - типаж, который, кстати, Володя Винокур потом перенес в свой номер "Монолог старшины". Дело в том, что когда Иван Михалыч рюмашку-другую пропустит, храпел очень сильно. А жили на гастролях все вместе - по пять, по шесть человек. И вот после очередного хорошего приема в одной их воинских частей мы легли спать. Ночью он опять захрапел, так ребята его вынесли вместе с кроватью и аккуратненько поставили на улицу. Утром никто не спит - все стоят и ждут, когда проснется. Он открыл глаза и: конечно, был разъярен. Стоял такой гомерический хохот! Однажды на концерте вместо хайхэта (это такие тарелки с педалью) барабанщику поставили мусорное ведро с педалью. Или саксофонисту в трубу что-нибудь засовывали. Минутная хохма, а все равно поднимала тонус. Потому что город за городом, концерт за концертом, играешь одно и тоже - нужна же разрядка:По этому поводу я даже придумал афоризм: "Если бы не переезды, не самолеты, не поезда, не репетиции, не записи, не съемки - жизнь артиста была бы сносной".
Когда-нибудь хотелось на все это плюнуть?
Знаете, если ты однажды вышел на сцену и отпил элексира успеха, искупался в цветах: это такая зараза, такой кайф, от которого избавиться невозможно.
Если сравнить: шоу-бизнес сегодня и тогда:
Тогда это называлось Москонцерт. Понятия шоу-бизнес не было, потому что мы не рулили деньгами, все было под полным государственным контролем. У каждого исполнителя была персональная концертная ставка - от 7 рублей и выше. За маленький концерт платили ставку, за сольный - две. На гастролях добавляли еще 25 процентов. То есть примерно от 20 до 30 рублей артисты за концерт получали - это были хорошие деньги.
Профессия артиста эстрады чем-то схожа с профессией спортсмена - им, за редким исключением, уготована недолгая профессиональная жизнь. А вы тогда думали о завтрашнем дне?
Представьте себе - нет. В те времена для очень многих людей цель была не заработать, а работать, приносить пользу, заниматься любимым делом. Если сегодня, например, молодые футболисты Сычев или Мандрыкин уже думают о своем контракте, страховке, берегут свои ноги, репутацию, то мы счастливы были, что нас брали на работу, посылали на гастроли: Лично я за то, чтобы было больше богатых людей. Чем лучше благосостояние, тем чаще они будут ходить на концерты:
Кстати, давайте поговорим о вашем благосостоянии:
Пожалуйста! Оно у меня нормальное - потому что я работаю с 14 лет. Учась в техникуме, я подрабатывал - стипендии просто не хватало. Учился в консерватории - тоже. И вагоны разгружали, и на практику ездили: В "Самоцветах" за концерт мне платили 27 рублей, когда стал заслуженным артистом, в три раза повысили. При средней зарплате по стране 150-200 рублей, я получал тысячу-полторы:
И как распоряжались?
А ничего же не было - ни жилья, ни машины, не говоря уж о даче. Я жил в комнатенке, где из мебели были только горбатый диван, на котором спать было невозможно - я все время скатывался. Не было даже стула: Но перед свадьбой я решил: в загс повезу невесту только на собственной машине. Но как ее купить - были же многолетние очереди?! Слишком долго рассказывать как, но в результате я занял у друзей и родственников недостающие три тысячи рублей, купил "Москвич" и отвез. Моя невеста была достойна этого.
Как вы познакомились?
Мы познакомились 5 января 1965 года. Я был тогда застенчивым молодым провинциалом, приехавшим в Москву с контрабасом в руках. А московский "Мьюзик-холл", где она танцевала, объехал уже полмира и везде пользовался ошеломительным успехом. Там работали самые красивые девушки Советского Союза. На одном из концертов Мария Лукач, с которой мы в тот день выступали, сказала, что хочет познакомить с одной очаровательной артисткой балета. Когда я увидел перед собой прелестное девятнадцатилетнее создание, только что приехавшее из Парижа, я, конечно, оробел. Еле дождался окончания концерта, в голове одна мысль: ее обязательно надо проводить. Выходим - на улице холод страшный. Она в легоньком пальтишке, да и я не в дубленке. Подходим к дому, а расставаться ох как не хочется. Физиономия моя, наверное, была настолько кислой, что она сжалилась: "Ладно, сейчас переоденусь и вернусь". Мороз такой - стоять невозможно. Стал бегать, прыгать. Она выходит, а перед ней огромными буквами вытоптано: "Люся": Я похвалился, что завтра уезжаю на гастроли на месяц и признался, что: влюблен по уши. Договорились, что после гастролей обязательно приеду к ней на репетицию. Приезжаю, лечу в "Мьюзик-холл" и:
Труппа на гастролях:
Точно. Вернулись - я уехал. Встретиться удалось только месяца через три. Но я о ней постоянно думал. Жизнь у нее была совсем другая - Париж, пышные приемы, банкеты! Наверное мечтала о каком-нибудь принце, а тут какой-то музыкантишка: А для меня это была настоящая любовь с первого взгляда. Не очень заметно, но мы сближались. И тут я поступил в Консерваторию. Занятия по пять-шесть часов в день. Она приходила и слушала, как я "пилю" свой контрабас. Потом я шел ее провожать и глубокой ночью возвращался в свою каморку. Помню, мы приехали к ее отцу, попили чайку, потом он встает и говорит: "А не пойти ли мне погулять?" И ушел на целых три часа. Мы остались вдвоем и тогда в первый раз поцеловались: Сейчас супруга занимается административной работой, помогает в административных делах мне, Диме и младшей дочери Инне, которая после рождения Димы-младшего вернулась на сцену.
Какие железные правила были внутри ансамбля?
Главный закон был один: на сцене все должны быть трезвые. И - не опаздывать на концерт. Никаких других ограничений не существовало. Я никогда не проверял, не следил - кто, с кем, когда: А вот концерт был для меня - святое. Публика пришла, и мы - больные или здоровые - должны работать. Но нарушения режима были.
Как реагировали - штрафные санкции?
Они ни к чему не приводят. Для сохранения стабильности жизни, микроклимата, нервов, наверное, лучше расстаться с артистом, как бы он дорог не был. Так мы и делали.
А вы сами-то любите посидеть в хорошей компании, усугубить любимого напитка?
Я совершенно спокойно отношусь к любому виду алкоголя. Иногда могу 50 грамм хорошего коньяку выпить или виски. Водки - чтобы согреться, когда холодно, после бани или футбола - пивка. Но сказать, что я что-нибудь обожаю или предпочитаю, - не могу: Очень давно, когда было модно выезжать на отдых в Болгарию, мы с женой поехали на Солнечный Берег и там по плану обязательным было посещение знаменитого виноградного колхоза. Шел сентябрь, и удовольствие было грандиозное - едешь, вокруг, сколько видит глаз, одни виноградники, причем, виноград отборный. Нам сказали: "Сейчас продемонстрируем вам самую главную нашу драгоценность. Но у нас проблема - нет тары". Помню, у нас была литровая банка из-под компота, и мы пили молодое белое вино - такое нежное, ароматное, вкусное. После нескольких глотков уже начинало приятно: штормить. Вот это - одно из лучших воспоминаний юности, связанное с алкоголем. Что касается сигарет: то я даже своего отца, курящего с семи лет, уговорил бросить, когда ему было далеко за шестьдесят.
Всеобщий кризис вокально-инструментальных ансамблей в СССР начался с Олимпиады-80, когда решили показать зарубежным спортсменам прогрессивность социалистического строя и из подполья выпустили рок-культуру...
Да, открыли шлюзы. Вокально-инструментальный жанр немножко стал отставать: А в 1984 году после публикации в газете "Правда" выступления секретаря ЦК КПСС по идеологии Черненко начались гонения. Все коллективы, начиная со всех ВИА и кончая группами "Машина времени" или "Автограф", в приказном порядке заставили петь песни "Если бы парни всей земли" и "День без выстрела". Специальная комиссия всех тупо отсматривала на профнепригодность. Первой, насколько помню, отчиталась Украина: "Мы все коллективы просмотрели и почти все разогнали! Остались только Ротару и "Червона рута"... Это была такая одноразовая последняя дубина, которой пытались ударить, но замахнулись, по всей стране пролетело рикошетом, кого-то даже посадили, а дальнейшие события вы знаете.
Юрий Федорович, есть какие-то новые, молодые группы или исполнители, которые заинтересовали вас, как музыканта?
Видел по телевизору концерт Витаса, мне он понравился. Показался интересным клип Алсу, там, где она в роли Лолиты. Мне не нравятся песни откровенно ни о чем, хотя у такой группы, как "Гости из будущего" есть оригинальность, неплохие песни у "Hi-Fi". Отмечаю большой талант Земфиры но, чувствую, это не мое. Хотя, если брать корифеев этого жанра, музыка того же "Аквариума" мне не близка.
Что еще любите и слушаете в свободное время?
Я слушаю классическую музыку по Би-би-си и каналу "Культура". В нашем доме он доминирует. Кино мы с женой смотрим редко, единственное, в чём я себе не могу отказать, это футбол! Я очень люблю футбол! У меня даже есть автограф Роберто Карлоса, лучшего защитника мира, который специально для меня привезли из Испании".
Сколько всего исполнителей прошло через школу "Самоцветов"?
Более тридцати. Многие наши солисты стали "звездами". Например, Слава Добрынин, Володя Винокур, Сережа Березин, Владимир Петрович Пресняков, Сергей Беликов, Володя Кузьмин, Леша Глызин, Саша Барыкин. Я горжусь тем, что наши школа "Самоцветов" дала им путевку в жизнь. Ведь благодаря тому, что я их нашел, привел в ансамбль, потом они стали знаменитыми. Благодаря, а не вопреки.
Как произошло, что "Самоцветы" вернулись на сцену?
К концу 80-х очень жанр ВИА перестал развиваться и стал постепенно себя изживать. У молодежи появились новые герои - ласковые маи, миражи, новые течения в музыке. Тематика песен, которую мы использовали в тот период, уже морально устарела, поднадоела, а что-то делать новое не было сил. Оценив ситуацию, в 92-м мы приостановили свою деятельность. Честно говоря, я думал, что навсегда. Но о нас не забыли, и уже в 95-м первый канал ТВ предложил нам отметить 25-летие нашей команды, и сняться в популярной телепередаче "Золотой шлягер". Мы обзвонили всех музыкантов, кто работал в "Самоцветах", пригласили гостей. Я не мог даже предположить, что такая ностальгия по ретро нахлынет, что будет такой силы порыв душевный - люди захотят слушать старые песни: Эксперимент оказался настолько удачным, что мы решили не расставаться.
Для того, чтобы нахлынула такая ностальгия, простого перепева старого репертуара слишком мало, нужно что-то еще. Что именно?
Существует несколько вариантов. Например, сделать новую аранжировку и спеть так, чтобы это была как бы новая песня на старый мотив. Такие примеры есть, но крайне редко - удачные. Мы избрали самый сложный путь - сделали новые аранжировки (оставив настроение, колорит того времени), а вот вокальный материал оставили прежний, сохранив, будем так говорить, девственность песни. Этого удалось достичь только по одной причине - благодаря возвращению в ансамбль тех артистов, кто трудился и создавал классический репертуар ансамбля еще в 70-е годы. Может, их имена особо ничего не говорят с точки зрения афиши, но зато голоса их знает вся страна.
Так назовите их - пусть страна узнает и их имена!
В первую очередь, это певица Ирина Шачнева, с которой, по сути, я создавал "Самоцветы". Она является исполнителем большинства самых популярных песен, начиная с "Увезу тебя я в тундру", "Добрые приметы", "Не повторяется такое никогда" и так далее, которые были записаны в самый "звездный" период ансамбля. Именно благодаря ей и еще Евгению Курбакову вернулось классическое звучание "Самоцветов", старые песни вновь зазвучали так же ярко, как и тогда, добавилась изюминка, которой очень долго нам не хватало. Женя Курбаков вообще был незаменим во всех вокальных партиях, начиная с 1975 года и до конца 80-х: И если к этому добавить еще красочный и необычный тембр, которым обладают Валера Белянин и Сергкй Беликов (который в представлении не нуждается),несомненный талант аранжировщика и клавишника Сергея Борзило, то, вкупе с еще одним замечательным нашим "долгожителем" Сергеем Кузнецовым,- как раз и получится тот самый коллектив, который выходит на сцену сегодня и продолжает лучшие традиции "Самоцветов".
Поете старый репертуар?
Конечно, у нас есть и новые песни, но они не выдерживают конкуренции со старыми. Это проблема всех артистов, которые давно на сцене. За что зрители полюбили - то они и хотят слышать. Поэтому я благодарен поэтам и композиторам, которые для нас писали песни, исполнителям, которые вкладывали в них свой талант, а больше всего зрителям, которые нас помнят, любят и благодаря которым состоялось третье рождение "Самоцветов".
интервью провел журналист
Андрей Колобаев
|