"Самоцветы"Герои вчерашних дней"От станции Любовь до станции Разлука"На нашу эстраду возвращаются ее "динозавры" и "мастодонты". С пафосом отмечают круглые и не очень творческие юбилеи: 50 - на двоих, 40, 30, 25... Сия коммерческо-ностальгическая напасть не обошла и любимцев властей, символ музыки 70-х, ВИА "Самоцветы". Им тоже тридцать. Замкнулся очередной жизненный круг, и сильно повзрослевшие представители советской песни уже не раздражают, как десять лет назад, а кажутся трогательными и романтичными. Тем более что через школу "Самоцветов" прошли чуть ни не все кумиры последних десятилетий: Вячеслав Добрынин, Владимир Пресняков-старший, Александр Барыкин, Сергей Беликов, Аркадий Хоралов, Алексей Глызин, Владимир Кузьмин, Сергей Березин, Анатолий Могилевский, Андрей Сапунов, Алексей Кондаков, Владимир Винокур, даже Михаил Ширвиндт и, конечно же, Дмитрий Маликов. "Увезу тебя я в тундру"Почти весь 1970 год 27-летний выпускник кафедры Мстислава Ростроповича, виртуозный исполнитель-контрабасист Юрий Маликов провел в Японии - работал на международной выставке. Денег получил не мало, домой привез 15 огромных чемоданов. С аппаратурой. Решил создать собственный ансамбль - современный с модными ритмами и: музыкой советских композиторов. Народ собирал с осени, искал людей профессионально исполнявших биг-бит. Крестным отцом ансамбля стал Марк Фрадкин, которого Маликов покорил своей увлеченностью и уверенностью. Маститый композитор подарил музыкантам свою "Увезу тебя я в тундру". Вообще путь коллектива к славе был похож на победоносные походы Александра Македонского. Первым пал Томск, куда Фрадкин взял ребятишек на подпевки. Через пару недель, в июле, сдалась Москва (в лице посетителей эстрадного театра сада "Эрмитаж'). Ну а всенародное признание пришло в августе, когда музыканты засветились на радио, в программе "С добрым утром". Тогда Маликов сделал неплохой рекламный ход: попросил слушателей придумать для коллектива название. Люди взялись за дело с энтузиазмом: все свободное пространство студии было заставлено громадными мешками с письмами. Вариантов предлагали немало. Например: "Былинушка", мол молодежь у нас должна быть тонкая да звонкая, как травы на ветру. Несколько слушателей высказались за "Самоцветы" - не зря же в песне "про тундру" это слово упоминается... Итак, коллектив стране понравился. В СССР как раз наступила новая музыкальная эпоха - время вокально-инструментальных ансамблей. Для "Самоцветов" началась работа на износ. Слава принесла бесконечные гастроли (иногда, в качестве поощрения, даже за границу выпускали), аншлаги и толпы безумствующих поклонников. Деньги, правда, тоже имелись. За концерт, согласно тарифной сетке, каждый получал от 7 до 22,5 рублей. А за 38 миллионов своих пластинок музыканты заработали рублей по 70 (Руководителю, Юрию Маликову, выплатили 137). Вообще-то юные таланты были несколько разочарованы: они-то думали, что будут сочинять рок-оперы, а тут пришлось исполнять "песни советских классиков". Например, чтобы вставить в концерт хотя бы одну песню, написанную не членом Союза композиторов, приходилось брать бездарные творения чиновников от музыки. К Маликову некоторые мэтры обращались с предложениями своеобразного бартера: "Вы запишите мою композицию, а я вам время на пластинке пробью или проголосую на худсовете за какие хотите мелодии". Коллектив славился тем, что из песни с самыми кондовыми словами мог сделать хит. Однажды Давид Тухманов даже поспорил с кем-то на ящик коньяка, что вместе с "Самоцветами" сотворит шлягер из песни с такими тяжеловесными строчками "Вы, точки тире телеграфные, ищите на стройках меня. Сегодня не личное главное, а сводки рабочего дня". Коньяк он выиграл, но пил его без ребят: "Мир не прост, совсем не прост"Ну а выкрутасы поклонников - особая песня. Больше всего безумствовал женский пол. У каждого участника коллектива сложился свой стихийный клуб почитательниц. Больше всего, конечно, бегали за вокалистами.
Артистов баловали подарками. Иногда очень нестандартными. Например, зимой дарили подснежники или свежие помидоры-огурцы. Зачастую вместе с цветами преподносили самое дорогое - какую-либо семейную реликвию или просто золотишко, сворованное у родителей: Самая звездная полоса в жизни "Самоцветов" оборвалась неожиданно. Бесконечные гастроли, репетиции и концерты требовали железной дисциплины. По этой причине в 1975 году возник конфликт, из-за которого от Юрия Федоровича ушло большинство музыкантов.
Ушедшие музыканты создали новый коллектив - "Пламя", а Юрий Маликов набрал новый состав. "В улыбке растяни уста"Группа "О чем поют гитары" под руководством Владимира Преснякова тоже жила припеваючи. Пока чем-то не угодила журналистам "Правды". Хватило одной разгромной статьи, чтобы музыканты остались без денег и работы. В момент горестных раздумий Петровичу позвонил Юрий Маликов и пригласил их с Леной в свой коллектив. За две недели Маликов не только сформировал фактически новый ансамбль (из старого состава остались Александр Брондман, Евгений Курбаков, постановочная группа и только что зачисленный в ансамбль Владимир Винокур), но и подготовил целое отделение. Худсовет удивился таким "космическим" скоростям: "Вы, наверное, целый год тайком репетировали?.. " Правда, поклонники не сразу привыкли к новым лицам. Однажды, когда Елена Преснякова (тогда Кобзева) выходила после концерта на "Динамо", ее окружила агрессивная толпа:
Но зрители все-таки привыкли к новым лицам. Ансамбль вместе с Брежневым провожал романтиков на БАМ, объехал все "великие" стройки страны, побывал в Афганистане: Их любил Михаил Горбачев, а Борис Ельцин даже отметил коллектив "Благодарностью Президента России". Иногда составы "Самоцветов" разных времен пересекались на гастролях или на общих концертах.
Но многие мечтали попасть в коллектив. На это намекали, например, Александр Серов, Михаил Грушевский и Александр Малинин, но свободных мест для них не оказалось. А вот для Димы Маликова нашлось.
Дима и Володя Пресняков просто выросли за кулисами "Самоцветов". Уже лет в десять, когда ездили с родителями на гастроли, выходили на сцену в антракте. Бывало, приходят музыканты из буфета, а палочки сломаны, какой-нибудь барабан поврежден, у той или иной гитары струна порвана: мальчишки "помузицировали". В 1986 году Дима Маликов дебютировал как солист ансамбля:
Постепенно романтичные "Самоцветы" превратились в нечто среднее между фабрикой по выпуску добротных шоу и элитной школой, где готовят музыкантов со знаком качества. В тот период в коллектив пришли Александр Барыкин, Владимир Кузьмин и тогда только поющий Владимир Винокур.
Всеобщий закат вокально-инструментальных ансамблей начался с Олимпиады-80. Чтобы показать зарубежным спортсменам прогрессивность социалистического строя, из подполья выпустили рок-культуру. Народ с радостью набросился на непривычную музыку бунтарей, забросив на антресоли надоевшие пластинки комсомольских романтиков. Но "Самоцветы" не сдавались и до конца 80-х записывали чуть ли не по 100 песен в год и все еще собирали полные залы. В 1985 году Маликов вместе с известным режиссером Григорием Кантором даже поставил в Театре эстрады песенный спектакль "Игра в волшебный тир". Дали более 70 спектаклей. Но расставания избежать не удалось.
"Вся жизнь впереди..."В начале 90-х музыканты зарабатывали кто чем мог. Саксофонист Тигран Асламазян занимался ваучерной приватизацией в правительстве Гайдара. Валентин Дьяконов стал аранжировщиком и звукорежиссером. Олег Слепцов создал собственную группу. Александр Нефедов занялся сольной карьерой. Владимир Пресняков начал работать вместе с сыном. Пожалуй, наиболее активную жизнь вел Юрий Маликов. Он занимался молодежным телевизионно-артистическим клубом "Корус", снимал телепередачи и клипы, возглавлял жюри разных песенных конкурсов. А в 1995 году ему предложили для ретропередачи "Золотой шлягер" вспомнить несколько мелодий "Самоцветов". На съемку собралось более тридцати артистов из составов разных времен. С ностальгией вспомнили золотое время бешеной популярности, отметили 25-летие коллектива. Но, оказалось, по застойным 70-м тоскуют не только кумиры, но и их поклонники. Администраторы предлагали любые деньги, лишь бы "Самоцветы" исполнили попурри из старых песен. Как-то, только чтобы Валентин Дьяконов выдал свою "Ивушку", гонорар ему увеличили в 10 раз. Теперь "Самоцветы" аж двумя составами (легендарных первопроходцев и не менее талантливых продолжателей) выступают на ностальгических тусовках бывших комсомольских лидеров, в предвыборной команде политиков первой величины, в ночных клубах и на юбилеях современных олигархов.
Газета "Московский комсомолец"
Светлана ПЛЕШАКОВА |
|
ИА "Самоцветы" История Дискография Гостевая Книга | |
Copyright 2002 "Популярная советская песня" Материалы и фотографии по истории ансамбля предоставлены пресс-службой Творческого центра Юрия Маликова Вы можете использовать наши материалы в некомерческих целях, при условиии сохранения авторства и указания ссылки на сервер popsa@narod.ru. |