ВИА "Поющие гитары"
ЗВОНКИЕ СТРУНЫ
(Ленинград 1969)
Один за другом в последние годы возникают самые различные вокально-инструментальные ансамбля. Они выбирают для себя достаточно звонкие и оригинальные названия, но далеко не всегда им удается найти столь же оригинальный репертуар, найти свое, не похожее на других лицо. И потому через сезон-другой некоторые из них нередко угасают, распадаются.
Иное с ансамблем "Поющие гитары". Он создан почти три года назад группой ребят-энтузиастов, влюбленных в песню, вернее, в современную их трактовку. Молодых музыкантов привлекли богатейшие и своеобразные возможности электрогитар. Они стремились использовать все многообразие их звучания, создать из них оригинальный ансамбль, который знакомил бы слушателей с произведениями, написанными специально для этих инструментов, и давал бы новую жизнь песням, давно знакомым.
Поиски репертуара были длительными и не всегда успешными. Но избранный путь верен - свидетельством тому новая программа "Поющих гитар".
Она начинается известной мелодией ленинградского композитора Г. Носова "Алеет зорька молодая". А вслед за ней звучат песни прошлых лет. Примечательно, что многие из них ансамбль бережно сохраняет в репертуаре с первых дней своего существования. Взволнованно, затаив дыхание, слушает зал "Полюшко-поле", "Эх, дороги", "Катюшу". А лихой, темпераментной "Тачанке" даже скандирует аплодисментами.
Все эти песни звучат в интересной, необычной трактовке, не искажающей оригинал (ни одна нота не расходится с клавиром), а, наоборот, обогащающей его новыми красками и тембрами. Поэтому часто эти старые популярные мелодии приобретают свежесть и неповторимость перворождения.
С подкупающей искренностью, в своеобразной интерпретации ансамбль исполняет широкие распевные русские песни, собравшие в себя мечты, мудрость многих поколений. Например, в полной поэтической грусти "Тройке" А. Варламова слова льются мягко, глухо, как шумят ночью ветви березы. То нарастая, то стихая, звучат бубенцы. Мелодия словно сливается с завываниями пурги. Молодые музыканты исполняют песню самозабвенно, бережно относятся они к тому, что так любили и берегли наши деды и прадеды.
Ансамбль стремится к театрализации песен, исходя из их музыкального образа, подчиняя ему выбор сценических средств. Иногда это достигается двумя-тремя штрихами, удачно найденной деталью, светом. Особенно это удается в таких песнях, как "Аленушка" и "Кони-звери".
Многообразные тембры гитар (А.Васильев, Е.Броневнцкий, В.Калинин, А.Федоров), их широкие ритмические возможности в органическом сплаве с электроорганом (О.Мошкович), трубой (Э.Бернштейн), флейтой (А.Паулавичус) и ударными (С.Лавровский) придают необычное, оригинальное звучание многим произведениям.
Это относится и к написанным недавно, таким, как "Атомный век" А.Островского или "Другое поколение" М.Таривердиева. Участники ансамбля активно подчеркивают гражданственность этих песен, ведя со слушателями взволнованный, серьезный разговор о жизни, о мире. Подлинного драматизма, большого социального звучания достигает согретая искренним чувством "Баллада о красном всаднике" Я. Дубровина.
Многие произведения, включенные в программу ансамбля, написаны композиторами специально для него. Это песни С.Пожлакова, Я.Дубровина, В.Шеповалова и других. Несколько песен написал руководитель "Поющих гитар" А.Васильев.
Очень тепло принимаются слушателями "Шуточные частушки", сочиненные молодыми авторами - И.Резником, К.Григорьевым и Ю.Погорельским. Право же, не часто приходится слушать нам в концертах современных ансамблей русские частушки - смешные и задорные, брызжущие радостью и иронией. Обращаясь к истокам русского фольклора, ансамбль доказывает, что этот жанр может быть очень современным, не утратившим своей оригинальности, свежести. Хотелось бы, правда, пожелать коллективу большей театрализации этого номера.
И уж коли речь зашла о режиссуре, то хотелось бы видеть ее более изыскательной и изобретательной. Тогда, вероятно, не появилась бы в программе шуточная сценка про "Фантомаса", не отличающаяся особым юмором и содержанием. Тогда, быть может, было бы найдено не столь прямолинейное решенние песни "Манекены".
Главное же - то, что в различных по характеру песнях проявляются общие черты, свойственные ансамблю, - глубина замыслов, чуткое ощущение современности, высокий гражданский пафос, которые раскрываются то в напряженно-драматических, то в озаренных доброй улыбкой, то во вдохновенно-лирических песнях. Поэтому и возникает у исполнителей тот непосредственный, особый контакт с залом, когда все живут в одном мире - мире песни.
Г. ПРОСАЛОВСКИЙ
|
|