ВИА "Поющие гитары"


КАК ТРУДНО БЫТЬ ЛЮБИМЫМ...

а концертах ансамбля "Поющие гитары" всегда мною молодежи, но никто толком не знает, когда и как был создан этот ансамбль, кто его участники, каковы их творческие планы. Расскажите, пожалуйста, читателям о "Поющих гитарах". Это письмо прислали в редакцию студенты Ленинградского электротехнического института имени В. И. Ульянова (Ленина). По письмам с просьбами рассказать об ансамбле мы могли бы составить маршрут гастрольных поездок "Поющих гитар". Статья знакомит с творчеством этого коллектива.

Анатолий Васиельев, гитарист известного ленинградского ансамбля "Дружба", весной 1966 года наконец решился. Давно ему не давала покоя мысль о создании молодежного инструментально-вокального коллектива, который в основу своей работы положил бы новые ритмические обработки. Но для этого нужны были музыканты, умеющие хорошо играть, и, прежде всего - на гитаре, основной опоре музыки ритма.

В домах и дворцах культуры, в клубах, среди профессиональных исполнителей Васильев искал своих будущих помощников и союзников. Он слушал, смотрел, беседовал с ребятами. Присматривался прежде всего к тем, кто прилично играл на гитаре, имел хотя бы элементарные вокальные данные, чувство ритма. Вокруг Анатолия собрались те, кто интересовался и хотел работать в стиле музыки ритма (Прим ред: "биг-бит" :-).

К лету их было пятеро - три гитариста, ударник и электроорганист. В своем кругу это уже можно было назвать ансамблем. Для начала вместе поехали на одну из турбаз. Там до седьмого пота работали по вечерам на танцах, а днем и частенько по ночам репетировали, спорили и снова репетировали, тщательно отделывая каждую песню, каждую музыкальную фразу. Неожиданностей было много. Выяснилось, например, что Евгений Броневицкий, при всей своей музыкальности и огромном энтузиазме, все же на гитаре играть... не умеет!

Сначала думали пригласить солиста, а самим лишь слегка подпевать в концертах. Но потом решили: пусть гитары будут - поющими!

Подготовили несколько песен и инструментальных пьес. Популярные советские песни "Полюшко", "Тачанка", "Дороги" были аранжированы Анатолием Васильевым по-новому. Основой обработки стал ритм.

Выучили и несколько песен из репертуара зарубежных коллективов. Кое-что самим нравилось, кое-что не устраивало. В репертуаре появились и песни Васильева на слова Гете и Хьюза.

Осенью группа Васильева сдает свою программу художественному совету Ленконцерта. Работа в основном одобрена. Ансамблю предложили за месяц (!) окончательно "причесать" программу, отделать все до блеска, досконально обдумать репертуар и... быть готовым к сольному концерту.

.. сегодня, спустя шесть лет, они отлично помнят свой первый концерт 2 ноября 1966 года в Механическом институте. Он прошел удачно. Молодежная телестанция "Горизонт" подготовила большую передачу о новом интересном ансамбле. Потом - концерты в домах культуры, рабочих клубах, в общежитиях и на разных эстрадных площадках.

Так началась творческая жизнь "Поющих гитар"...

Молодежная аудитория сразу приняла коллектив. В его выступлениях были свежесть, динамическая манера исполнения, новый ритм. В песнях "Поющих гитар" в то время как бы соединились привлекательный для молодых слушателей стиль и понятные, близкие мотивы и темы. Характерные черты этого стиля - ритмическая основа, жесткий аккомпанемент, строго подчеркнутый ритм, более сложная гармония - впервые принесли на советскую профессиональную эстраду именно "Поющие гитары".

С самого начала ансамбль стал искать свой путь. Не имея песен, написанных композиторами специально для него, "Поющие гитары" старались исполнять хорошие советские песни, порою считавшиеся у молодых устаревшими. Именно этот ансамбль представил в новом виде для семнадцатилетних чистые и ситные мотивы мужественных гражданских песен, донес до юных слушателей благородные и возвышенные идеи борьбы и справедливости, звучащие в песнях наших отцов.

Но обработка известных или полузабытых советских песен не всегда получалась. Некоторые из них упорно "сопротивлялись" - плохо сочетались с новым стилем, не сливались органично с новым ритмом. Кроме того, советские, русские песни очень разнообразны в мелодике, гармонии. А вмешательство подобного стиля несколько нивелирует музыку, мелодию, вносит определенное однообразие, нередко просто портит песню. Это "Гитары" понимали.

Понимали и то, что работают для молодежной аудитории, и поэтому репертуар так тщательно продумывался и подбирался.

...Вот звучат на концерте знаменитые "Дороги" Анатолия Новикова, песня про войну, про убитого друга, про не проходящую боль матерей, про пыль и туман фронтовых дорог, которые не пришлось пройти тем, кто сидит теперь в большом, нарядном зале. Вроде знакомая песня, а как по-новому слышится - как-то по-особенному соединились в ней удары гитар и стройные аккорды голосов. "Дороги" звучат сегодня иначе, но слушаются так же - сердцем...

И лихая "Тачанка" Константина Листова забирает зал не только бурным ритмом. В исполнении "Поющих гитар" она будто говорит: революционные битвы и преобразования - это еще и неуемная молодость, это яростная удаль души и упоение битвой, борьба до конца, до победы!

Ансамбль исполнял в концертах французские и итальянские антивоенные песни протеста. Они звучали всегда искренне и вызывали горячий отклик в залах.

Хорошие песни долго живут в репертуаре "Поющих гитар". По ним виден рост ансамбля, чувствуется, что он как бы отдает дань своей прошлой работе, помнит и любит свои прежние песни, а не выбрасывает их "за ненадобностью" в угоду новой моде.

До сих пор исполняются "Сумерки" Анатолия Васильева, веселая бразильская "Песня велосипедистов" и другие песни первых концертов.

оющие гитары", однажды определив главное направление своего творчества, продолжают постоянно что-то обновлять, совершенствовать, искать. Думается, что в этом - одна из причин успешных выступлений ансамбля и прочная любовь к нему публики.

Сегодня, когда гитарные молодежные коллективы самого разного масштаба заполнили рабочие и студенческие вечера, смотры и концерты, можно по опыту этих многочисленных встреч говорить об одной общей ошибке большинства ансамблей такого рода. Начинающие музыканты считают, что стоит им объявить себя гитарным ансамблем, успех обеспечен: теперь мода на ритм... Главное - громко играть! Это заглушает собственно музыку, потому что нарушается необходимое соотношение между солированием и аккомпанементом, нередко при этом разрушается мелодия. Очень часто забываются даже минимальные требования и к тексту песен.

Таким поверхностным, легкомысленным подходом к музыке этого направления гитарные ансамбли (будем справедливы: их - большинство) портят вкус публики. Молодежь воспринимает всего лишь шум, гам, вычурные "громовые" эффекты, малооправданные или банальные. Это не искусство.

"Поющие гитары" отличают прежде всего мастерство, музыкальность, чувство меры и хороший вкус. Все участники ансамбля имеют музыкальное образование. Анатолий Васильев окончил музыкальное училище при консерватории, бас-гитарист Юрий Иваненко и ударник Юрий Соколов - музыкальную школу: один по классу скрипки, другой - флейты. В музыкальной школе учились Евгений Броневицкий и Валерий Ступаченко, на дирижерско-хоровом факультете учится пианист ансамбля Григорий Клеймиц.

Ансамбль, как правило, исполняет настоящую музыку. И не просто исполняет, а думает о смысле песни, понимает, как многое сегодня зависит от манеры исполнения. "Поющие гитары" отличает сдержанная манера исполнения и поведения на сцене.

Каждый раз весь ансамбль собирается задолго до начала концерта. Два или три часа в полную силу репетируется вся программа. Бывает, что по ходу дела рождается новый интересный вариант исполнения. Тогда его обсуждают, разучивают, и вот уже на концерте знакомая песня звучит немного не так, как вы слышали ее вчера.

И у этого коллектива не всегда все бывает удачно. В последнее время огорчает холодноватость в исполнении, на концерте вдруг иногда можно почувствовать, что все делается просто на мастерстве, без души.

Не все равноценно и в репертуаре ансамбля, Иногда "Поющие гитары" включают в свои программы вещи совсем не обязательные, расхожие.

Обычно музыкальную обработку, аранжировку, голосовые раскладки делает руководитель ансамбля Анатолий Васильев. Он - отличный музыкант, сам много пишет, хорошо знает современные музыкальные стили, следит постоянно за новинками, разбирает и анализирует услышанное.

Мастерство "Поющих гитар" было высоко оценено слушателями других стран, проверено в сложных международных программах. Весной прошлого года ансамбль месяц гастролировал в ГДР. Здесь же годом раньше он участвовал в большой международной программе. Случилось так, что тогда успели приехать только к самому концерту. Расстроенный режиссер вынужден был включить их в программу без прослушивания. Прошел первый вечер. Выступление ленинградцев было восторженно принято публикой. Повеселевший режиссер поставил "Поющие гитары" в самый конец концерта и, учитывая интерес публики, дал им целых полчаса!

Тогда нашим артистам приходилось работать в трудных условиях: на сцене было мало места, почти не оставалось времени для привычных репетиций - коллектив постоянно переезжал из города в город. И так - два месяца!

Телевидение ГДР сняло телефильм-концерт, в котором "Поющие гитары" исполняли десять лучших советских песен. Этот фильм показывали во многих странах, откуда в Ленинград до сих пор приходят письма. Любители просят прислать ноты обработок, сделанных "Поющими гитарами".

Как у всякого творческого коллектива, у ансамбля Васильева свои трудности. Как у всех эстрадных коллективов, главная из них - поиски песен. Это только кажется, что их великое множество. А присмотришься повнимательнее, у одной - глупые слова, у другой - невыразительная мелодия, третью просто не стоит исполнять в манере ансамбля.

Песни... Где их взять - хорошие, разные, такие, чтобы радостно было петь самим? Те, что лучшим образом выразили бы дух времени, настроения молодых, чувства и мысли тех, кто встречается в зале по обе стороны рампы?

Пожалуй, у "Поющих гитар" положение с репертуаром еще более сложное, чем у других коллективов: специфика их творческого почерка требует специального отбора песен из уже написанных, а лучше всего - создания новых, именно для такого ансамбля.

Васильев и его коллеги вовсе не ставят перед собой задачу исполнять любую песню непременно в новом ритме, новой обработке. Нужна как раз не "любая", а только та, что органично примет обработку, не потеряет от этого своей красоты, аромата, своей темы.

Наши профессиональные композиторы до сих пор мало пишут для эстрадных ансамблей, а многочисленные песни авторов-любителей редко устраивают ансамбль. Васильев и его коллеги очень хотят познакомить своих слушателей с нашими, советскими ритмовыми песнями - веселыми, бодрыми, сильными или грустно-лирическими, И обязательно - политическими, гражданскими.

Мы слышим в концертах "Поющих гитар" не только старые советские, но и русские народные песни. До сих пор обсуждается правомерность эстрадных обработок этих песен, и мы не беремся сейчас решать этот вопрос. Но такие обработки существуют, и многие из них принимаются слушателями.

Ансамбль дружит с молодежью Кировского завода, часто выступает в заводском Дворце культуры имени Газа. На одном из обсуждений программы "Поющих гитар" кировцы говорили, что в исполнении ансамбля им особенно нравятся старые советские и народные песни.

Вспоминается, как впервые ансамбль исполнил песню военных лет о смуглянке-молдаванке. Ребята спели ее задорно, лихо, с таким блеском, с живым чувством, что в зале не было человека, который не улыбался бы все время, пока звучала песня!..

Обработки народных песен, сделанные "Поющими гитарами", - не формальная, архаичная дань прошлому и не залихватское выхолащивание духа песни. В лучших волнуют именно русские мотивы, но чувствуется и время исполнения - семидесятые годы двадцатого века.

Некоторые молодые слушатели прохладно воспринимают традиционно-академическое исполнение народных песен, но горячо, всей душой откликаются на новую их интерпретацию. Видимо, дело в том, что песня подается в более современной эмоциональной форме, и только при обязательном сохранении ее сути, тактично и тонко передавая ее настрой и смысл, артисты добиваются успеха.

Перед самым Новым годом "Поющие гитары" приехали в Ленинград после долгих гастролей. А концертов не было. Готовилась новая программа. Теперь ее уже знают многие слушатели - и песню Александра Колкера "Проводы", песню Эдуарда Кузинера об узниках фашистского концлагеря в Латвии. В новой программе - и болгарская песня о путешественнике, итальянская - "Король сердец", английская песня протеста... С "Поющими гитарами" впервые выступает солистка Ирина Понаровская, студентка консерватории. Она музыкальна, ее голос хорошо сливается с голосами ребят. Ирина подготовила песню композитора Игоря Петренко "Вода бывает горькая". Ансамбль исполняет и новые песни Анатолия Васильева.

Все, о чем мы говорили до сих пор, касалось ансамбля в целом. Что же за люди объединились в коллектив "Поющие гитары"?..

У всех у них одно любимое дело. Любая репетиция может немало рассказать об артистах из "Поющих гитар". Раньше других обычно застаешь в репетиционном помещении Владимира Калинина: он инспектор ансамбля по дисциплине, сам всегда исключительно аккуратный, точный, никогда ничего не забывающий. Он все сделает вовремя и как следует. Потом приходят рабочие, и с ними устанавливает аппаратуру Эдуард Бернштейн - радиоинженер по профессии и главный технический специалист в ансамбле. Анатолий Васильев начинает настройку инструментов. Когда все собираются, Григорий Клеймиц "распевает" "Гитар" по классическим канонам академических хоров.

Васильев раздает ноты, начинается разбор песни. Вот уже мгновенно схватил суть Юрий Иваненко - и буквально с листа заиграл; вот взялся за дело Александр Федоров. Он не терпит пауз - весь погружается в музыку и уже ничего не слышит вокруг, даже указаний Васильева. Флегматичный и, на первый взгляд, вяловатый Евгений Броневицкий тоже принадлежит миру звуков. Когда Анатолий говорит: "Начали!", это еще не значит, что Броневицкий начнет: он может и не слышать...

Во время репетиций, на концертах, всегда, когда собирается больше двух "поющих гитар", царит атмосфера шутливых дружеских подкалываний, розыгрышей. В "обычной" жизни Анатолий Васильев представляется человеком серьезным, даже чуть жестковатым. Кажется, что ему скорее пристало руководить каким-нибудь классическим ансамблем, чем эстрадным коллективом. Но при всей своей серьезности и сдержанности Анатолий отлично понимает и принимает шутку.

Определить единственное увлечение Анатолия Васильева трудно. Книги у него не только о музыке, а, например, о японском театре Кабуки, об эллинской культуре. У него дома на стене висит индийский музыкальный инструмент - ситар и двенадцатиструнная гитара: ее подарил "Поющим гитарам" испанский певец Мичел, когда они встретились на гастролях в Киеве. Всюду в комнате у Васильева - звукозаписывающие и звуковоспроизводящие приборы, самые разные по величине, мощности, происхождению.

Евгений Броневицкий отдыхает от музыки только на подводной охоте. Владимир Калинин постоянно что-то придумывает, совершенствует. Недавно сконструировал новый усилитель для рояля. А еще он серьезно занимается фотографией.

Валерий Ступаченко когда-то неплохо играл в футбол. Сейчас, правда, осталась только любовь к спорту и многочисленные друзья-спортсмены.

Григорий Клеймиц - знаток классической музыки. У него большая коллекция грампластинок.

А Эдуард Бернштейн пишет стихи...

"Поющие гитары" много времени проводят в гастрольных поездках. Это обычная жизнь артистов, полная труда и напряжения, иногда - творческих неудач и почти всегда - неудобств.

Коллективу мешает ажиотаж, порою возникающий вокруг их выступлений. Артисты ценят любовь и признание публики, дорожат ими. Но иное "внимание" рождено лишь модой, примитивным обожанием артиста-кумира. Нередко на концерты попадают случайные люди, плохо знающие и понимающие специфику ансамбля. Случайная публика не дает себе труда подумать вместе с коллективом над сложной песней, спокойно, со знанием дела оценить эксперимент, художественный поиск. Такая публика прежде всего ждет знакомого, давно привычного. Взаимовлияние публики и артистов, взаимовоспитание - существуют. Иногда слушатели, полюбив коллектив за определенную особенность его творчества, остаются поклонниками его (а вернее - своего вкуса) и даже не дают себе труда задуматься, остается ли и сегодня их любимый коллектив (или исполнитель) на высоте тех критериев, которые были выбраны когда-то, и не изменились ли сами критерии. Такая публика не помогает коллективу. К чести "Поющих гитар" надо сказать, что ансамбль не идет у нее на поводу. И восторженный прием молодежной аудитории не всегда совпадает с той оценкой, которую дают артисты своей работе.

Пусть же способный коллектив будет по-прежнему требовательным к себе. А мы будем объективны и откровенны, строги и доброжелательны - это поможет "Поющим гитарам" больше, чем фейерверк пустых и громких слов восторга.

Эрлена Юлина
Журнал Аврора 1972? №8


ВИА "Поющие гитары" История Дискография Утренняя почта
Copyright 2003 "Популярная советская песня"
Стстья предоставлена Александром Меркуловым (Петербург) специально для размещения на страницах ВИА "Поющие гитары" сайта popsa.info
Использовать материалы вы можете только с разрешения координаторов проекта.