Поздняя осень "Поющих гитар"


Я очень переживал, что с нами не будет такого веселого парня Юры Антонова, и решил посвятить ему песню. За одну ночь накропал соло для гитары, аранжировку, стали мы эту балладу исполнять и поняли: да это же хит!"

В минувшее воскресенье на сцене "Октябрьского" зала ВИА "Поющие гитары" отметил свой 35-летний юбилей. Строго говоря, 35 "ПГ" стукнуло в 2001-м, но лучше устроить праздник поздно, чем никогда. В далеком уже 1966 году Анатолий Васильев и Сергей Лавровский начали репетировать в одном из пансионатов, вскоре к ним примкнули Владимир Калинин, занимавшийся аппаратурой, гитарист и певец Саша Федоров, а чуть позже - гитарист и певец Евгений Броневицкий (родной брат легендарного основателя ансамбля "Дружба" Сан Саныча Броневицкого), а также клавишник Паулавичюс и певица Галина Баранова, ставшая первой солисткой нового ансамбля (Прим ред: Порядок работы музыкантов перепутан автором, не берите в голову).

Ленинградский ВИА "Поющие гитары" пережил фантастическую популярность. Ребята давали по 350 - 400 концертов в год, принося государству колоссальную прибыль, помогая "Ленконцерту" перевыполнять план и получать красные знамена. Молодые музыканты разъезжали на открытых "чайках" по битком забитым стадионам, были настоящими звездами. Их шлягеры "Сумерки", "Синий иней", "Нет тебя прекрасней", "Толстый Карлсон", "В свой вагон вошла она" и еще целый букет мелодий распевала вся страна. В середине 70-х "ПГ" переключились на крупные формы, поставив зонг-оперу "Орфей и Эвридика". Песенная программа была свернута, а вскоре ликвидировано и само название. Казалось, эра "Поющих" миновала, легенда забылась.

Однако в 1997-м группа музыкантов во главе с аранжировщиком и клавишником Григорием Клеймицем на ностальгической волне возродила славное имя. Второе рождение "ПГ" превзошло все ожидания. Вновь - сольные концерты, часто в престижных залах, участие в фестивалях, записи старых и новых песен, вновь - реальный успех. На юбилейный концерт в БКЗ лишний билетик спрашивали от метро "Площадь Восстания", концерт длился три с половиной часа, юбиляров пришли поздравить звезды петербургской эстрады. Сами "Поющие" исполнили 35 песен, в том числе две новые. Прием был столь горяч, что возникла идея через пару месяцев повторить этот концерт на бис!

А за несколько дней до юбилейного шоу "Поющие" пригласили нашего корреспондента в клуб "Олимпия", где вспоминали былое, задумывались о настоящем. Собрались все музыканты нынешнего состава:

  • Евгений Броневицкий - гитара, вокал;
  • Юрий Соколов (Помидор) - барабаны,
  • Василий Борисов - гитара, вокал;
  • Владимир Васильев (Царь) - клавишные, бас, вокал;
  • Ольга Левицкая - вокал;
  • Дмитрий Кижаев - гитара;

Обстановка была самой дружеской, чему способствовали бокал шампанского и чашечка кофе, поэтому для начала я попросил музыкантов вспомнить особо выдающиеся байки из богатой истории ансамбля.

- Не знаю, можно ли назвать эту историю смешной или не очень, но дело это было в те далекие годы, когда мы пытались по мере своих сил противодействовать канонам советской власти: пели то, что нам запрещали, одевались в то, что не одобрялось. Я уже тогда относился к Владимиру Ильичу Ленину как к личности, которая нам всем жизнь подпортила,

- сказал Евгений Броневицкий.

- Я всю жизнь учился в институтах и изучал его труды, где одна вода. И вот однажды мы гастролировали в одном из сибирских городов, где над сценой местного Дома культуры висел барельеф вождя. Весом, наверное, с тонну, закрепленный на цепях. Когда я поднимался на сцену, то обратил внимание, что на сквозняке Ильич немножко покачивается и как бы хитро мне подмигивает. Мое место на эстраде оказалось точнехонько под барельефом, и вот в какой-то момент на словах "Для меня нет тебя прекрасней" цепи угрожающе заскрипели, и эта громадина рухнула на своего недруга - то есть на меня! Упал он от моего темечка в пятнадцати сантиметрах, разбив при этом мой красавец усилитель - английский "Вокс" (я копил на него чуть ли не год!) и проломив подмостки. Пыль, щепки, осколки, дым, мой "Вокс" разлетелся на десять частей, но продолжал работать! Концерт тут же прекратился. Я еще долго не мог прийти в себя от шока. Кое-как убрали осколки и продолжили концерт, а вечером мы хорошенько выпили за то, что я родился второй раз.

- Интересно, а слова "Ленин, партия, комсомол" когда-нибудь звучали из уст "Поющих гитар"?

- Никогда такого не было! Это была, к счастью, не наша тема. За кулисами мы прикалывались, называя Леннона Лениным, а барабанщика "битлов" Ринго Сталиным.

- Чья история следующая?

- Моя,

- сказал Василий Борисов.

- Поехали мы как-то в Польшу, что по тем временам считалась крутой заграницей. Решили подготовить несколько польских песен, а так как моя бабушка родилась и выросла в Вильно, то неплохо знала польский язык и их песни. Одну из них напевала мне как колыбельную, а потом я ее и сам выучил. Очень красивая мелодия, Эдик Кузинер написал замечательную оркестровку, вышла печальная песня под названием "Последняя мазурка". Мы гастролировали почти месяц, и эта песня была самым горячим хитом. Заслышав первые строчки, публика вскакивала с мест, начиная хором подпевать, подхлопывать.

Нам было очень приятно, но только перед последним концертом одна местная журналистка сказала нам: "Спасибо! Вы так порадовали сердца поляков. И откуда только вы узнали эту пеню?" Я рассказал ей про бабушку, про колыбельную. И тут моя собеседница объяснила, почему эта мелодия так дорога полякам: оказывается, с ней в 1894 году польские повстанцы уходили на восстание против русского царя!

Выходит, ансамбль из города Ленина в течение тридцати дней пел повстанческую песню. Сначала мы сильно испугались, но потом решили: восстание ведь было против царя, а не против коммунистической власти!

- Любопытный случай был у нас на гастролях в знаменитом берлинском зале "Фридрихштадтпалас", в те времена нас сопровождало авторитетное лицо, призванное следить за "облико морале" советских артистов. Им был директор "Ленконцерта" Коркин, личность сама по себе замечательная. Он был ярким представителем человека двойной морали: с одной стороны, ярый коммунист, с другой - любитель выпить, красиво отдохнуть. В свое время был даже директором Кировского театра, но пострадал после того, как эмигрировал Рудольф Нуриев, и был переведен в "Ленконцерт".

Когда немецкий режиссер принимал нашу программу, то рекомендовал нам исполнять "Толстого Карлсона" на языке оригинала - на английском, а не на русском. Пожалуйста, мы могли и на английском! Спели без всяких проблем. Но тут вскочил Коркин и, словно Хрущев, завопил на весь зал: "Отменить! Не позволю!" Замахал руками, закипел, как чайник. А немецкий режиссер оказался с характером, да и не понравилось ему, что здесь русский партайгеноссе командует. Уперся: "Тогда мне не нужны "Поющие гитары" вообще!"

Что делать, мы уехали в отель паковать чемоданы. Но раз ситуация была переведена в политическое русло, то у восточных немцев, как у младших братьев всемогущего СССР, не было шансов: нас оставили, и мы пели "Карлсона" в течение целого месяца. Коркин ходил королем!

- Кстати, Георгий Михайлович Коркин сыграл в появлении "Поющих" на профессиональной сцене едва ли не решающую роль. Перед прослушиванием на худсовете "Ленконцерта" ребята очень волновались, даже обвели на сцене мелом кружки, где предстояло стоять каждому (тогда ведь музыкантам не разрешалось совершать фривольные движения, танцевать!).

Отпели все песни, напирая на патриотический репертуар: "Ах, тачанка", "Эх, дороги" - и стали ждать своей участи. Худсовет был разгромным: "Зачем нам нужны эти американские "Битлзы"?! Это же разврат и пошлость! Надо развивать ансамбли балалаечников и хоры!" И все в том же духе. Но тут встал директор Коркин и неожиданно заявил последним: "А мне это нравится! Товарищ Карасик (это был начальник отдела кадров), оформляйте коллектив! Есть какие-нибудь возражения?"

И тут один за другим повскакивали с мест уже выступавшие члены худсовета и начали объяснять: "Георгий Михайлович, вы, наверное, нас не так поняли. Нам также очень понравился этот ансамбль!" Когда ансамбль сдал всю программу, то он еще был безымянным. И тогда Дмитрий Иванович Тимофеев, худрук "Ленконцерта", предложил: "А что тут гадать! Вы же играете на гитарах и к тому же поете. Вот и будете "Поющими гитарами".

А сама аббревиатура ВИА, обозначившая целый эстрадный пласт, родилась в недрах "Ленконцерта", в бухгалтерии. Чтобы не писать длинную фразу, легкая рука вывела: "ВИА". И уж совершенно точно: "Поющие" первыми вынесли на афишу словосочетание "ВИА". "Поющие гитары" вообще первые три года своего существования были единственным профессиональным ВИА в Советском Союзе. Потом появились "Песняры", "Самоцветы" и другие.

- В Новороссийске кто-то из местной элиты не попал на наш концерт, что было немудрено при тогдашнем ажиотаже,

- вспомнил свою историю Юрий Соколов.

- В отместку собралось ни больше ни меньше заседание Горсовета, на котором был резко осужден идейно-художественный уровень ленинградского ВИА "Поющие гитары". Среди прочих обвинений звучало то, что мы были неопрятно одеты на сцене. Это нас больше всего возмутило! Ведь с нами работала суперпрофессиональный костюмер Марина Сукач, которая буквально вылизывала артистов, стояла со щеточкой перед каждым выходом на сцену. Вскоре в "Ленконцерт" пришла "телега" из Новороссийска, обвинявшая нас во всех грехах.

Меры последовали незамедлительно: ансамбль сняли с гастролей, посадили на репетиционный период, вменив в обязанность сделать новую программу из песен ленинградских авторов, членов Союза советских композиторов. Почти год мы выкарабкивались из этой ситуации. Наконец приехали в Москву с новой программой, пребывая в ужасном настроении и предчувствуя, что нас закидают зрители тухлыми яйцами. Вопреки ожиданиям, гастроли не провалились, но начальству мы все равно не понравились, нас обвинили в эклектике. Судьба ансамбля повисла на волоске.

Но, на наше счастье, на концерте побывал внук Фурцевой, тогдашнего министра культуры СССР. Мальчик трепетного подросткового возраста, он сказал: "А мне понравилось! И моей бабушке этот ансамбль тоже нравится". Тут же взрослые дяди и тети из Управления культуры переменили свое мнение: "Надо поддержать творческие поиски молодых ленинградских музыкантов, их оптимизм!" Мы возвратились в "Ленконцерт" на коне.

- У каждой песни есть своя история. Вспомните, как рождались ваши шлягеры!

- умерки" были написаны Анатолием Васильевым в самом начале жизни "Поющих". Сейчас это бесспорный хит, но первых два года в моем исполнении она вообще никак не "катила",

- вспомнил Броневицкий.

- Мы даже перестали ее петь и почти забыли. Но прошел еще год, и вдруг публика стала требовать: "Сумерки" давай!" Доходило до того, что в одном концерте она звучала по три раза. Мне до сих пор непонятно, что же случилось, почему народ вдруг очнулся и резко полюбил "Сумерки"...

- А вот за песню "Ленинград, Ленинград" мне приходилось краснеть,

- вспомнил Юрий Соколов.

- Когда мы выезжали на зарубежные гастроли, то к нам часто подходили меломаны с упреком: "Вы исказили мелодию!" Оказалось, что это французская песня. А нам подсунули ее как оригинальную... Тогда Советский Союз стоял в стороне от конвенции по авторским правам, у нас творился беспредел. Выпускались без всяких лицензий миллионными тиражами даже диски таких монстров, как "Битлз".

- В "Поющих" в 70-м году работал молодой музыкант по имени Юра Антонов, приехавший из Минска, где он играл в оркестре Вуячича, жил то у друзей, то в ленконцертовском общежитии,

- вспомнил Броневицкий.

- Ушел со скандалом, точней, его убрали. За кулисами к Антонову стала приставать с какими-то вопросами одна полусумасшедшая актриса и так надоела Юре, что он картинно запустил в нее фантиком от конфеты. Даме это не понравилось, она попыталась расцарапать лицо артисту, тот невольно защитился. А дама оказалась беременной и подняла жуткий шум.

Состряпали дело: артист Антонов не умеет вести себя, это не по-ленинградски, такой человек, как он, не имеет права работать в "Поющих". Наш руководитель Васильев почему-то не стал биться за Антонова, отстаивать его, и только благодаря связям нашего музыканта Богдана Вивчаровского удалось уберечь Юру от надвигавшегося было уголовного дела.

Когда Антонов уходил, то мы посидели на дорожку. Он, помню, вздыхал: "Что я буду делать? Наверное, поеду в Москву!" А потом оставил мне клочок мятой бумаги, где были написаны три куплета песни "Нет тебя прекрасней" и нотная строчка: "Женя, если хочешь, сделай песню!" Стихи, кстати, написаны самодеятельными авторами - Безладновой и музыкантом "Поющих" Мишей Беляковым.

Я очень переживал, что с нами не будет такого веселого парня Юры Антонова, и решил посвятить ему песню. За одну ночь накропал соло для гитары, аранжировку, стали мы эту балладу исполнять и поняли: да это же хит! Правда, по инициативе Васильева один куплет мы убрали. Но не так давно на гастролях в Америке спели и третий куплет. Потом Юра не раз говорил спасибо: "Женя, если бы не эта песня, не было бы мне в Москве хода". Правда, в прессе мне доводилось не раз читать, что Антонов пел "Нет тебя прекрасней" в концертах "Поющих", но это полнейшая ерунда.

- На Западе, когда воссоздаются легендарные команды, то часто в их составе появляются не только "старички", но и молодые музыканты. Считается, что таким образом можно влить "свежую кровь" в старый проект. Почему же в составе "Поющих" нет инструменталистов и певцов нового поколения?

- У нас от "старичков" отбоя нету! (Смеются.) Пока справляемся собственными силами. Так достовернее. Кстати, сквозь сито нашего ансамбля прошло очень много музыкантов, но очень важно, что костяк сохранялся, и в нынешнем составе играют как раз ребята из этого "костяка".

- Тем не менее один новичок у нас есть - это я!

- улыбается седовласый гитарист Дмитрий Кижаев, когда-то игравший в ансамбле "Садко" и других коллективах, но никогда ранее не выступавший в составе "Поющих".

- Зимой 1997 года Гриша Клеймиц, с которым мы много работали, позвонил мне и сказал: "Ты нам на юбилейный концерт по случаю тридцатилетия "Поющих" не можешь дать инструменты?" Конечно, я помог. Ближе к концерту Гриша попросил меня кое-что сыграть на первой гитаре. Я помог с аккомпанементом, мы удачно сыграли тот концерт, и я... остался.

- Безумно жалко, что Гришеньки Клеймица с нами нет,

- вздохнула Ольга Левицкая (сердце Клеймица не выдержало прямо на концерте памяти Александра Броневицкого, когда Григорий играл на рояле. - Прим. авт.).

- Об этом человеке и музыканте мы все можем сказать только хорошие слова. Его заслуга в возрождении "Поющих" неоценима. Он восстановил по магнитофонным записям оркестровки "Поющих". Гриша на репетициях умел найти контакт с каждым, общаясь порой с юмором, хитринкой. Без скандалов, конфликтов он направлял всех и каждого в нужное русло. Именно Клеймиц стал настоящим музыкальным лидером новых старых "Поющих", и действительно жаль, что он ушел так рано...

- В марте 2002 года "Поющие" неожиданно покинул один из ведущих солистов Александр Федоров, который вместе с семьей переехал в Канаду. Что подвигло его на такой поступок?

- Нам, конечно, обидно и жалко было терять такого профессионала, как Федоров. Мы пытались отговорить его от этой затеи с эмиграцией, но все бесполезно. У Сашки такой характер, что ежели он чего решил, то выполнит обязательно. Несмотря на то что многие считали: в 55 лет поздно начинать все сначала, но он рискнул и все резко обрубил. В его новой жизни нет ни сцены, ни концертов, ни гитары. Он живет в Квебеке, пока не работает, упорно изучает французский язык (Квебек - французскоязычная провинция Канады. - Прим. авт.), по восемь часов в день занимается на курсах.

Жена его Наташа работает в мэрии, их четырехлетняя дочурка ходит в садик, вовсю шпарит на французском, обожает своего папу, который, собственно, и затеял весь этот сыр-бор ради светлого будущего своей маленькой дочки. Саша в курсе всего, что происходит с "Поющими", раз в неделю, не реже, звонит в Питер приятелям и Ольге (Ольга Левицкая - солистка "ПГ", бывшая жена Федорова, с которым у них теперь очень добрые, дружеские отношения. - Прим. авт.).

Саша, уезжая, рассказал мне анекдот. В Париже в кафе на Елисейских полях сидит человек и просит официанта: "Принесите мне устриц, вина и газету "Правда"!" Ему приносят устриц, вина и говорят: "Извините, газеты "Правда" нет". Ладно, посетитель делает следующий заказ: "Принесите омаров, другого вина и газету "Правда"!" Официант приносит заказ, при этом извиняется: "Газеты "Правда", к сожалению, нет". И снова посетитель делает заказ, а когда приносят, спрашивает: "А газета "Правда"-то где?" - "Да нет у нас газеты "Правда"!" - восклицает официант. "А вы чаще, чаще это повторяйте!" - говорит радостно посетитель.

- Когда Саша анекдот рассказывал, то думал, что я буду смеяться,

- вспомнил Броневицкий.

- А у меня слезы в глазах стояли... Саша бежал немножко не из того времени. "Правды" теперь у нас тоже нет.

- Отъезд Федорова сказался на звучании ансамбля?

- Мы немножко изменили стиль, причем в сторону более рок-н-ролльного. Оказалось, у нас петь есть кому: раскрылся как вокалист Василий Борисов.

- Долгие годы название "Поющих гитар" не писалось на афишах без строчки: "Художественный руководитель - Анатолий Васильев". Однако в возрожденном пять лет назад проекте музыканты обошлись без своего прежнего руководителя...

- Имя Анатолия Николаевича Васильева уже вписано в летопись отечественной эстрады. Его заслуга в том, что он собрал такой коллектив, создал репертуар (многие забывают, что именно Васильев - автор такого супершлягера, как "Сумерки"!), заставлял музыкантов репетировать до седьмого пота и сам был трудоголиком.

Однако, когда создавалась опера "Орфей и Эвридика", Васильев фактически отказался от услуг многих музыкантов, разрушил тот самый костяк "Поющих" и вообще песенную программу. Когда много лет спустя мы начали возрождать "Поющие гитары", Васильев, честно говоря, в эту идею не поверил. Однако мы выжили, и, думаем, от этого выиграли все.

- Репертуар "Поющих гитар" постоянно обновлялся. Ансамбль исполнил больше трехсот песен советских и зарубежных авторов. Откуда что бралось?

- Новую песню мы сначала проверяли на зрителе. Примерно раз в две недели появлялась какая-нибудь новинка, ее начинали исполнять на концертах и внимательно следили за реакцией публики. Если аудитория оставалась прохладной, то песню клали в портфель до лучших времен или вообще забывали.

Когда случалось отправиться на зарубежные гастроли, то не ленились - тащили с собой огромный, пятнадцать кг весом, магнитофон (других не было!) и целый чемодан пленок-бобин, чтобы записывать новинки западной музыки прямо с радиоэфира. Были в курсе новых веяний в поп-музыке, разбирали аранжировки, новые звуки, вокальную манеру.

- "Поющие гитары" прославились еще и тем, что они делали исключительно удачные русскоязычные версии зарубежных хитов... Вспомнить только "Толстого Карлсона" или "Синий, синий иней лег на провода" - западные мелодии, с легкой руки ленинградских музыкантов ставшие советскими народными шлягерами.

- Особым чутьем обладал гитарист и певец Саша Федоров. Если он указывал на какую-то западную тему, что в версии "Поющих" она станет шлягером, так оно и случалось!

- Получается, "Гитары" тогда выполняли просветительскую функцию, знакомя широкого советского слушателя с западной музыкой. Людмила Сенчина, приехавшая в Ленинград из глубинки, вспомнила, что сначала услышала песни "Битлз" в трактовке "Поющих", а только потом самих "Битлз" в оригинале.

- Хотя это не значит, что мы делали ставку исключительно на западные хиты,

- сказал Евгений Броневицкий.

- Я практически не пел зарубежные композиции, кроме одной итальянской мелодии. Мне хватало русских супершлягеров - "Сумерки", "Нет тебя прекрасней". А вот Саша Федоров в основном пел английские мелодии, которые тогда, в условиях музыкального дефицита, пользовались огромным спросом. Немалая часть публики шла на "Поющих" с такими мыслями: "Они поют "Битлз", один в один снимают аранжировки!" Это было по тем временам круто!

Мы не замыкались на старых хитах, искали новые формы. Еще до "Орфея и Эвридики" пытались заняться крупной формой, репетируя какую-то композицию про солдат, сидящих в окопах. Однако военно-патриотическая тема плохо сочеталась с навороченными оркестровками (труба с фуз-гитарой, немыслимые аккорды), и эксперимент себя не оправдал.

Михаил САДЧИКОВ
Смена 2002 ноябрь


ВИА "Поющие гитары" История Дискография Утренняя почта
Copyright 2003 "Популярная советская песня"
Использовать материалы вы можете только с разрешения координаторов проекта.