ВИА "Пламя"Руководители ансамбля: Николай Михайлов Сергей Березин Вокально-инструментальный ансамбль "Пламя" был создан в октябре 1975 года. История его создания началась с того, что после гастролей ВИА "Самоцветы" в Латинской Америке летом 1975 большинство музыкантов ансамбля ушли от своего руководителя. Юрий Маликов за фантастический короткий срок собрал новую команду и сдал худсовету новую программу, в которую вошли как старые, так и совершенно новые песни. И через 20 дней обновленные "Самоцветы" продолжили концертную деятельность. А музыканты, которые в течение 4-х лет были "лицом" "Самоцветов" вскоре начали работу под новым названием - ВИА "Пламя". В состав нового ансамбля вошли Валентин Дьяконов, Ирина Шачнева, Анатолий Могилевский, Юрий Петерсон, Сергей Березин, Геннадий Жарков, Алексей Шачнев, Юрий Генбачев. Возглавил коллектив первый ударник "Самоцветов" Николай Раппопорт (Михайлов). В течение первого года репертуар ВИА "Пламя" состоял в основном из старых песен "Самоцветов", но постепенно появлялись и новые песни. Уже в начале 1976 года вышла первая гибкая пластиночка ВИА "Пламя" с новыми песнями: "До 16 лет" (С. Туликов - В. Харитонов); "Дорога дальняя" (А. Бабаджанян - В. Харитонов) ; "Здравствуй , мама" (Д. Тухманов - Р. Рождественский) ; "Сердце горячим останется" (В. Шаинский - М. Пляцковский). Но в таком, чисто "самоцветовском", составе ансамбль проработал совсем недолго. В течение первых 3-х лет ВИА "Пламя" покинули больше половины старых музыкантов. Уехали за рубеж солист ансамбля Анатолий Могилевский и первый руководитель Николай Раппопорт, перешли в другие коллективы ударник Юрий Генбачев и трубач Геннадий Жарков, а после поездки на Международный фестиваль молодежи и студентов в Гаване из ансамбля ушел и ведущий солист - Валентин Дьяконов. Постепенно ансамбль пополнялся новыми, очень талантливыми музыкантами. В течение 1977-79 гг в коллектив пришли такие прекрасные музыканты, как Юрий Редько (гитара, вокал), Станислав Черепухин (гитара), Виктор Дегтярев (ударные), трубачи Игорь Никитин и Александр Колоколов, вокалисты Валерий Белянин и Виктор Аникиенко, а также экс-солист ВИА "Голубые гитары" Вячеслав Малежик. Руководителем ансамбля стал прекрасный пианист, композитор, аранжировщик Сергей Березин. ВИА "Пламя" все дальше уходил от устаревшего к тому времени стиля ранних "Самоцветов", искал свой, оригинальный, путь в музыке. В этот период в багаже ансамбля появились несколько пластинок-миньонов, на которых теперь уже были записаны не только песни членов Союза композиторов, но и песни руководителя ансамбля Сергей Березина: "Солнце без огня" на стихи Владимира Харитонова и "Может, я тебя выдумал" на стихи Сергей Острового. Поворотным в творчестве ВИА "Пламя" стал 1980 год, когда в репертуаре ансамбля появилась программа "Кинематограф" (большинство песен из нее чуть позже были записаны на дисках-гигантах "Время Пик" и "Кинематограф"). В новую программу вошли не только песни, написанные как известными композиторами, так и участниками ансамбля, но и литературные монологи в исполнении конферансье ансамбля Михаила Еремина. Значение этой программы не только для ВИА "Пламя", но и для всего жанра ВИА очень трудно переоценить. Вот что в то время писал Артемий Тройцкий в качестве рецензии на диск "Время Пик": Прослушав новый диск ансамбля "Пламя" "Время "Пик", приходишь к неожиданному заключению: ансамбль, один из типичнейших носителей устаревшей ВИА-традиции, звучит на пластинке не менее, а местами даже более современно, чем "прогрессивный" рок "Круиза". Конечно, дело не только в пагубном пристрастии к "тяжелому" звучанию почти всех наших профессиональных групп; сами ВИА в последние год-два совершили заметную эволюцию, пытаясь отказаться от шаблонов прошлого десятилетия. Вторая сторона альбома "Пламени" в этом отношении особенно показательна. Это песенная сюита, чуть ли не в духе " Обратной стороны Луны". Мотоциклетный мотор и прочие урбанистические шумы вводят слушателя в песню "Монолог", исполненную в хард- роковой манере. После интермеццо на пишущей машинке- "Квадратный человек" на загадочные стихи Ю.Левитанского. Смысл песни остался неясен, хотя образы впечатляют (:как поздний вестовой по гулкой мостовой- квадратный человек с квадратной головой":). Песня не без фантазии аранжирована (многослойная электроника- электрофоно, стрингс, синтезатор) и интересно спета. Это самый "экспериментальный" эпизод альбома, и, на мой взгляд, он удался. "Квадратный человек" немного озадачивает и интригует, зато следующий номер дает возможность отвлечься. "А мне говорят, нет такой любви"- очеровательная песенка в стиле "соул" с привкусом южноамериканской босса-новы. Лирический порыв опять сменяется шумами повседневности, это третья песня Сергея Березина, художественного руководителя "Пламени" на стихи Ю.Левитанского-"Время "пик". Это целая ритм-энд-блюзовая мистерия. Дав вкусить слушателю ужасов спешки и нехватки времени ("...под этим небом грозовым, как на бомбе с механизмом часовым..."), его отправляют искать утешения в музыке Вивальди... Очень симпатично само стремление ансамбля к программности, желание выйти за рамки одномерности развлекательного жанра. Надо надеяться, что за этим шагом, условно говоря, поисковым, последует и другой- открытие свежего звучания, своего творческого почерка. Альбом "Время "пик" не лишен серьезных недостатков, и все же есть все основания утверждать, чть ансамбль "Пламя" выходит на новые рубежи. Лучше, пожалуй, не скажешь. Остается только пожалеть, что Артемий Троцкий не написал рецензию на второй диск-гигант "Кинематограф", где были собраны наиболее сильные песни из этой программы. В 1984 году в ансамбль вернулся Валентин Дьяконов, у которого так и не сложилась сольная карьера, но проработал он в этот раз совсем недолго: публика уже потеряла всякий интерес к кумиру 70-х. Значительно интереснее в то время был другой солист ансамбля - это становившийся все более и более популярным певец, композитор и поэт Вячеслав Малежик. В репертуаре "Пламя" появлялось все больше и больше песен, написанных этим уникальным музыкантом (к сожалению, далеко не все из них вышли на пластинках), а его песня "200 лет" на стихи Павла Хмары до сих пор остается всенародно любимой. Между тем время шло. Наступил уже 1986 год. Некогда революционная программа "Кинематограф" стала надоедать и публике, и музыкантам. В это время ушли из ансабля для того, чтобы заняться сольной карьерой, Вячеслав Малежик и Виктор Аникиенко. Но если у первого сольная карьера сложилась как нельзя более удачно, то второй большой известности не получил, хотя и стал лауреатом ТВ конкурса "Песня-89". На их место пришли два прекрасных певца: Григорий Рубцов и Алексей Кондаков, которые исполнили в составе ансамбля немало хитов, которые знала и любила вся страна. Достаточно назвать только два из них: "На два дня" в исполнении Григория Рубцова и "Помогите кенгуру" в исполнении Алексея Кондакова - и все сразу становится понятным. Вообще, в это время "Пламя" переориентировалось, если можно так выразиться, с рок-музыки на попсу. В репертуаре ансамбля появилась масса веселеньких, симпатичных песенок. Например, "Зацветает краснотал" (О. Иванов - А. Поперечный), "А ты, Одесса" (С. Березин - Л. Ошанин), "Ищите женщину" (С. Березин - Л. Рубальская), "Я подарю тебе город Москву" (Д. Тухманов - М. Танич) и другие. Отдельно необходимо сказать о двух участниках ВИА "Пламя". Это солисты ансамбля Юрий Петерсон и Ирина Шачнева. Два человека, которые никогда не покидали родной коллектив, и без которых просто невозможно представить себе ВИА "Пламя". Именно они всегда составляли костяк ансамбля, были его душой, его лицом, а вокруг них собирались и другие прекрасные музыканты. Приходит на память маленький фрагмент шуточного стихотворения, посвященного Ирине Шачневой: Но все хорошее когда-нибудь кончается. В 1988-89 гг из ансамбля ушли почти все музыканты, включая Шачневу и Петерсона. Сергей Березин собрал новых музыкантов, но уже мало уделял внимание отжившему свой век ВИА "Пламя". У него появился новый проект - группа "Нескучный сад". И в начале 90х "Пламя" прекратило свое существование. В 1995 году на волне ВИА-ностальгии стали предприниматься попытки воссоздать "Пламя". Сначала под этим именем выступали Ирина Шачнева и Валентин Дьяконов, несколько позже - Валерий Белянин. Но все они вскоре оказались в творческом центре Юрия Маликова "Самоцветы". В конце 90-х Сергей Березин сам попытался собрать вместе музыкантов ансамбля. По каким-то причинам это не получилось, и до 2019 на эстраде работали 3 коллектива, так или иначе использующие в названии слово "Пламя":
26 января 2020 года состоялось собрание участников вокально-инструментального ансамбля "Пламя". В собрании приняли участие артисты коллектива, работающие в ансамбле с момента основания в 1975 году: Ирина Шачнева, Алексей Шачнев, Виктор Дегтярёв, Игорь Никитин, Валерий Белов, Олег Курятников, Евгений Гордеев, Виктор Аникиенко, Михаил Ерёмин и др. Единогласным решением, художественным руководителем ВИА "Пламя" был избран Валерий Петрович Белов, музыкальным - Ирина Васильевна Шачнева. |
|
||||||||||
Начни с начала Не забывай Утренняя почта |
|||||||||||
Copyright 2004 "Популярная советская песня" Вы можете использовать наши материалы в некомерческих целях, при условиии сохранения авторства и указания ссылки на сервер popsa@narod.ru. |